П. Ну я могла бы держаться приветливее с ним.
Т. Хорошо. Запишите это, и пусть это будет «План Б».
П. Утром мы могли бы заняться сексом. А потом я приготовила бы ему завтрак.
Т. Что бы вы сказали себе в этом случае?
П. Что мне нравится, когда он заезжает ко мне, что я стараюсь сделать наши встречи как можно
более приятными для обоих. В конце концов, он свободный человек. Мы ведь не муж и жена.
Т. Чем бы вы заняли себя после его ухода?
П. Я могла бы походить по магазинам.
Т. Хорошо. Итак, у вас есть План А и План Б. Какой предпочесть решайте сами. Выбор за
вами. Единственное, о чем я вас попрошу, это строго следовать выбранной линии поведения.
Пациентка выбрала адаптивный План Б и выполнила его на 80%. Если бы предпочтение было
отдано другому плану, следовало бы обсудить причины и последствия такого выбора. Дезадаптивный
выбор тоже заключает в себе позитивные моменты. Во-первых, пациент получает доказательство того,
что окончательное решение оставлено за ним. Во-вторых, это открывает дорогу для исследования
мышления пациента и предметного разговора о причинах и последствиях его решения.
Иногда отказ выполнить письменное задание объясняется тем, что пациент стесняется своего
плохого почерка или стыдится обнаружить свое незнание грамматики и орфографии. В подобных
случаях подчас достаточно объяснить пациенту, что важна не форма, а содержание работы. Полезно
также обсудить с пациентом само понятие стыда. Терапевт может сказать, что стыд это не
материальная субстанция, а человеческая эмоция, и что человек в какой-то мере волен сам решить,
стыдиться ему чего-то или нет. И наконец, важно показать пациенту, что он выиграет неизмеримо
больше, чем потеряет, если согласится на несколько минут дискомфорта, вызванного смущением или
стыдом. Проиллюстрируем этот подход выдержкой из интервью.
Терапевт. Когда существует опасность ошибки, лучше все же сделать ошибку, чем лишить себя
какой-то возможности. Например, если вы не уверены в том, приглашены вы на вечеринку или нет,
лучше все-таки пойти туда. Уж лучше испытать минутную неловкость, нежели упустить возможность
повеселиться.
Пациент. Да, пожалуй, вы правы.
Т. Можете ли вы применить этот принцип к вашей боязни письменных заданий?
П. Да. Пусть уж лучше вы плохо подумаете обо мне, когда прочтете мою писанину, чем я упущу
возможность получить от вас помощь.
В тех редких случаях, когда все вышеперечисленные доводы оказываются безрезультатными и
пациент продолжает стесняться своей «писанины», можно предложить ему компромиссный вариант: он
должен сделать письменное задание, но может не показывать его терапевту, а только прочесть вслух.
Аналогичный вариант годится и для малоразговорчивых пациентов, так называемых «молчунов». Они
могут предварительно записать, что им хотелось бы сказать, и затем прочесть это терапевту.
Если пациент не приносит письменную работу, ссылаясь на забывчивость, терапевт может
поразмышлять вслух о «бессознательных» мотивах забывания. Забывчивость лучше считать
непредумышленной, пока не доказано обратное. С пациентом, который ссылается на нехватку времени
при невыполнении задания, полезно обсудить приоритеты.
Составление распорядка дня
Планирование занятий является важной частью когнитивной терапии. При использовании
данного метода мы придерживаемся следующих общих принципов.
1. После первого интервью пациент предоставляет терапевту отчет о том, какими занятиями в
настоящее время заполнен его день. Таким образом терапевт
получает информацию об исходном
уровне и формах активности пациента.
2. С учетом этих исходных данных некоторым пациентам поручается заблаговременно
планировать свой день.
3. Планирование должно быть гибким. В случае непредвиденных обстоятельств (например,
неожиданный визит родственников) пациент может скорректировать свой план. Полезно разработать
заранее альтернативный план, предусматривающий возможные помехи и препятствия (например,
плохая погода, отменяющая запланированную прогулку).
4. Если пациенту по каким-то причинам не удается заняться запланированным делом, он волен
не возвращаться к нему позже.
|