Следующие цифры отражают динамику ее показателей по шкале BDI.
Неделя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
BDI
40
32
43
38
37
36
36
14
26
26
19
22
Неделя
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
40
41
BDI
24
24
24
24
24
24
24
24
24
13
15
14
Через год: 5
Через два года: 8
Этот пример доказывает, что лечение некоторых депрессий требует комплексного похода.
Первая проблема соблюдение режима лечения была решена путем выявления и корректирования
негативных ожиданий пациентки. Пациентка не верила в возможность успешного лечения и вместе с
тем, апеллируя к отсутствию эффекта от ранее применявшихся препаратов, требовала назначения новых
лекарств.
По мере корректировки программы и режима медикаментозной терапии, терапевт использовал
когнитивные и поведенческие методики, чтобы продемонстрировать пациентке, как влияют эти
изменения на ее самочувствие. Таким образом он подвел пациентку к осознанию того, что многие из
лекарств, казавшихся «необходимыми», на самом деле не приносят ей никакой пользы.
Утверждение окончательной программы лекарственной терапии открыло возможность для
использования техник когнитивной реконструкции. Этот шаг был облегчен тем, что еще до начала
когнитивной терапии пациентка получила некоторый навык аутомониторинга и составления
письменных отчетов.
Более того, данный пример служит иллюстрацией того, сколь важное значение может иметь
привлечение близких пациенту людей (в данном случае мужа и сына) к диагностическому и лечебному
процессу. Муж пациентки подтвердил прогресс терапии, а сессии супружеской и семейной терапии
позволили скорректировать различные когнитивные искажения, препятствовавшие установлению
хороших внутрисемейных отношений.
«Бустерные» сессии помогли пациентке пережить потенциально патогенную ситуацию и дали ей
возможность еще раз потренироваться в применении когнитивных техник.
Данной пациентке по сравнению со среднестатистическим пациентом потребовался более
продолжительный курс когнитивной терапии. Это объяснялось, во-первых, тем, что ее депрессия
носила хронический характер (пациентка с трудом могла припомнить времена, когда она чувствовала
себя здоровой), а во-вторых, необходимостью проведения семейных консультаций, поскольку
нарушенные внутрисемейные отношения явно вносили вклад в развитие и поддержание депрессивной
симптоматики.
Симптоматическое улучшение состояния в начале лечения в результате применения
психофармакотерапии укрепило веру пациентки в выздоровление и «открыло двери» для психотерапии.
По мере упрощения программы лекарственной терапии пациентка училась внимательно следить за
своими мыслями, поведением и настроением. Это умение пригодилось ей позже, когда началась
активная работа по выявлению и исправлению негативных когниций.
Таким образом, применение когнитивной терапии позволило подвести пациентку к осознанию
необходимости соблюдения предписанного режима лечения, дало возможность скорректировать ее
депрессогенные мысли и базовые установки, а также исправить межличностные отношения в семье.
Существует несколько методов, позволяющих стимулировать пациента следовать намеченному
плану лечения. Прежде всего необходимо информировать пациента о природе депрессии и возможных
путях ее лечения. Для начала мы просим пациента прочесть брошюру «Как победить депрессию», в
которой доходчиво изложены основные положения когнитивной теории депрессии. Кроме печатных
материалов терапевт может использовать техники когнитивного реконструирования, помогающие
скорректировать неверные представления пациента об эффектах лекарственной терапии. При этом мы
считаем правильным действовать в такой последовательности: сначала выяснить мысли и идеи
пациента о медикаментозной терапии, затем попросить его обосновать эти мысли и лишь потом
предоставить ему корректирующую информацию. Этот подход в корне отличается от общепринятой
практики, когда терапевт, не утруждая себя расспросами, просто доводит до сведения пациента, что ему
назначены такие-то лекарства и что они должны вызвать такой-то эффект.
Если говорить конкретно, то мы задаем пациенту примерно такие вопросы: «Принимали ли вы
прежде антидепрессанты? Как вы чувствовали себя, когда принимали их? Что, по вашему мнению,
|