результате подобных ожиданий они склонны интерпретировать исключительно негативным образом
даже малейшие обострения симптомов.
Терапевт должен объяснить пациенту, что депрессия характеризуется естественными подъемами
и спадами интенсивности. Например, после нескольких «светлых» дней у человека может резко
ухудшиться настроение. У многих пациентов даже после нескольких недель терапии не отмечается
сколько-нибудь заметных улучшений. И терапевт, и пациент, рассчитывая на успех, тем не менее
должны быть готовы спокойно встретить обострения симптомов и рецидивы депрессии.
Объясните пациенту план терапии
Основными целями когнитивной терапии депрессий являются а) по возможности быстрое
смягчение депрессивной симптоматики и б) предотвращение рецидивов. Чтобы достигнуть этих целей,
пациент должен научиться а) идентифицировать и модифицировать свои дисфункциональные мысли и
поведение и б) распознавать и корректировать когнитивные паттерны, которые приводят к
дисфункциональному мышлению и поведению. Эти цели терапевт разъясняет пациенту во время первой
терапевтической сессии. Ослабление депрессивной симптоматики подразумевает рост чувства
удовлетворенности и чувства благополучия. Когда терапевт говорит об этой цели пациенту, он может
услышать в ответ заявление типа: «Я никогда не буду счастлива, если ко мне не вернется друг». В этом
случае терапевт отвечает: «Независимо от того, вернется к вам друг или нет, вам незачем так страдать,
как вы страдаете сейчас». Или он может сказать: «Вы скорее вернете вашего друга, если выберетесь из
депрессии».
Техника концентрации на конкретных проблемах заслуживает отдельного разговора. Общая и
исходная цель терапии ослабление депрессивной симптоматики может быть достигнута только
посредством определения и решения частных проблем пациента. Важно научить пациента логическому
подходу к проблемам и вооружить его различными техниками, которые помогут ему справиться с этими
проблемами. Иными словами, задача когнитивной терапии помочь пациенту выработать
определенные умения, а не просто нейтрализовать его страдания. Аналогичный подход используется в
поведенческой терапии при лечении ожирения, где общей целью, казалось бы, является снижение веса.
Однако терапевт нацелен не столько на снижение веса, сколько на изменение установок и поведения,
приводящих к ожирению. У пациента вырабатываются конкретные умения, которые позволяют ему не
только снизить, но и постоянно контролировать свой вес.
Точно так же краткосрочная цель когнитивной терапии ослабление депрессивной
симптоматики достигается путем последовательного определения проблем пациента и выработки
соответствующих умений. Пациент научается: а) реалистически оценивать значимые для него события
и ситуации, б) обращать внимание на разные аспекты ситуаций, в) продуцировать альтернативные
объяснения и г) проверять свои дезадаптивные допущения и гипотезы путем изменения поведения и
апробации более адаптивных способов взаимодействия с окружающим миром.
Долгосрочная цель когнитивной терапии это облегчение процесса психологического
созревания, что предполагает оттачивание приобретенных умений и выработку более объективного
отношения к действительности. Кроме того, оно включает в себя оттачивание навыков межличностного
общения и усвоение более эффективных методов приспособления к сложным и разнообразным
ситуациям.
Определите повестку дня в начале сессии
Терапевт выступает в роли гида, проводника, обеспечивая своего подопечного планом, картой и
инструментами. Однако ему необходимо удостовериться в том, что пациент готов и хочет следовать
плану. Поэтому в начале каждой встречи терапевт должен совместно с пациентом определить, какие
темы подлежат проработке во время данной сессии. Для начала следует рассмотреть, как пациент
справился в домашними заданиями. После этого нужно сформулировать темы данной сессии. Темы
должны быть сформулированы в виде конкретных и точных целей. К примеру, терапевт может сказать:
«Итак, сначала мы займемся автоматическими мыслями, которые посещали вас на этой неделе, и
посмотрим, как можно урезонить их».
Тема интервью зависит от нескольких факторов. Очевидно, что первый и самый важный фактор
это стадия лечения и прогресс, которого достиг пациент. Терапевта может интересовать, научился ли
пациент распознавать и регистрировать свои дезадаптивные идеи, способен ли он самостоятельно
|