свои автоматические мысли как на серию психологических событий, обусловленных личным способом
конструирования действительности, но не всегда правильно отражающих ее.
В данном случае терапевт может представить пациенту несколько частных гипотез и предложить
способы их проверки.
Гипотеза 1:
«Встречаясь с каким-либо человеком, вы автоматически думаете: "Я нравлюсь/не
нравлюсь ему"». Проверка: «Понаблюдайте, как часто вы гадаете о реакции окружающих на вас».
Гипотеза 2:
«Поскольку вы сейчас переживаете депрессию, большинство ваших ожиданий и
интерпретаций имеют негативную окраску». Проверка:
«Посчитайте, сколько раз за день вы ожидали
неприятностей или истолковывали негативным образом какое-либо событие».
Гипотеза 3: «Вы склонны усматривать оценочные компоненты (особенно негативные) в реакции
окружающих даже в тех случаях, когда у окружающих нет никаких оснований оценивать вас или
думать о вас». Проверка:
«После каждой встречи спросите себя: а) "Не чувствую ли я себя обиженным
или отвергнутым?" б) "Говорит ли что-либо за то, что этот человек обратил на меня внимание?" в)
"Если он заметил меня, что в его поведении может свидетельствовать о более чем нейтральной
реакции?"»
Терапевт должен помнить, что гипотезы это всего-навсего формализованные догадки, а не
факты, не объективные данные. Объективными данными можно считать интроспективные наблюдения
пациента и результаты «экспериментальных» проверок.
Если выдвинутые гипотезы получат подтверждение, это позволит терапевту сформулировать
базовые («безмолвные») посылки, из которых исходит пациент. В данном примере эти посылки могут
звучать так: 1) «Невозможно быть счастливым, если тебя кто-то не любит»; 2) «Чтобы хорошо
относиться к себе, нужно, чтобы к тебе хорошо относились другие».
Поддерживайте обратную связь с пациентом
Взаимодействуя с пациентом, терапевт должен внимательно наблюдать за тем, какую реакцию
встречают у пациента его высказывания и поведение. Такого рода обратная связь является важнейшим
элементом терапевтического сотрудничества и имеет особое значение при работе с депрессивными
пациентами. Предусмотренная в когнитивной терапии процедура обратной связи направлена на то,
чтобы побудить пациента высказать свои мысли и чувства по поводу терапии, терапевта, домашних
заданий и т. п. Нужно учитывать, что депрессивные пациенты зачастую не желают «говорить
напрямик» из-за боязни ошибиться или вызвать критику терапевта и предпочитают согласиться с
предлагаемыми им формулировками и объяснениями. Терапевту приходится прилагать дополнительные
усилия, чтобы выяснить, чем вызвано согласие пациента (боязнью подвергнуться критике, желанием
угодить или иными причинами).
Необходимость обратной связи вызвана и тем, что многие пациенты склонны неверно
истолковывать заявления и вопросы терапевта. Например, одна пациентка чуть не расплакалась, когда
терапевт объяснил ей, чем вызвана ее негативная самооценка. Она сказала: «Я пришла к вам, чувствуя
себя подавленной. А вы заявляете, что у меня еще и нарушено мышление».
Процедура обратной связи
позволяет терапевту удостовериться в том, что они с пациентом настроены на одну волну и при
необходимости скорректировать интерпретации пациента.
Механизм обратной связи оговаривается на первой же сессии. Введя пациента в курс дела,
разъяснив ему методы когнитивной терапии, терапевт спрашивает, что он думает и чувствует в связи с
услышанным. В дальнейшем, в ходе последующих терапевтических сессий, он также должен побуждать
пациента сообщать о своих диссонирующих реакциях.
На первой сессии терапевт может обратиться к пациенту с такими словами.
«Теперь, когда мы обсудили ваши отрицательные эмоции и негативные мысли, я должен вам
сказать, что подобного рода негативные реакции с вашей стороны возможны и в ходе терапии. Может
случиться, что какие-то мои слова или действия покажутся вам обидными или оскорбительными. Ваше
восприятие может быть как верным, так и ошибочным. Единственный способ проверить правильность
ваших реакций это сообщить мне о них. Я не могу знать, что вы чувствуете или думаете в отношении
меня или моего поведения, пока вы не поделитесь со мной вашими мыслями и чувствами. Очень скоро
вы поймете, что такого рода сообщения чрезвычайно важны в терапии, поскольку несут массу ценной
информации. В конце каждой встречи мы будем обсуждать вашу реакцию на состоявшуюся сессию, и
ваша задача сообщать мне обо всем, что смущало или расстраивало вас, о любых неприятных
эмоциях, которые вы испытали во время интервью.»
|