здесь?» Довольно часто пациенты говорят в ответ, что испытывают тревогу, или выражают пессимизм.
В этом случае терапевт должен осторожно выведать, какие мысли скрываются за этими неприятными
чувствами. Терапевт может спросить: «Вы помните, о чем вы думали по дороге сюда и сидя в
приемной?» или: «Чего вы ждали, когда шли на встречу со мной?» Даже просто делясь с терапевтом
своими ожиданиями, пациент ступает на путь терапевтического сотрудничества.
Нижеприведенная запись показывает, каким образом терапевт может начать первое интервью.
Терапевт. Что вы чувствовали сегодня, когда шли сюда?
Пациент. Я ужасно нервничал.
Т. У вас были какие-нибудь мысли обо мне или предстоящей терапии?
П. Я боялся, вы подумаете, что я не подхожу для вашей терапии.
Т. Какие еще мысли и чувства посещали вас?
П. По правде говоря, я чувствовал некоторую безысходность. Понимаете, я ведь побывал уже у
стольких терапевтов, а моя депрессия все равно со мной.
Т. Скажите, сейчас, сидя здесь и разговаривая со мной, вы по-прежнему думаете, что я откажу
вам в лечении?
П. Ну, не знаю... А вы не откажете?
Т. Нет, разумеется, нет. Но на примере этой вашей идеи можно проследить, как негативные
ожидания заставляют вас испытывать тревогу... Как вы чувствуете себя сейчас, когда знаете, что
ошиблись в своих ожиданиях?
П. Я уже не так нервничаю, как раньше. Но меня все равно не отпускает страх. Я боюсь, что вы
не сможете помочь мне.
Т. Думаю, чуть позже мы вернемся к этому вашему чувству и посмотрим, по-прежнему ли вы
испытываете его. В любом случае я думаю, что нам удалось проследить одну важную закономерность.
Мы установили, что негативные идеи рождают у человека неприятные чувства в вашем случае
тревогу и чувство безысходности... Как вы чувствуете себя сейчас?
П. (немного расслабившись). Получше.
Т. Хорошо... А теперь постарайтесь, по возможности кратко, сформулировать, в чем я должен
помочь вам.
Начиная таким образом интервью, терапевт достигает нескольких целей: а) помогает пациенту
расслабиться и вовлекает пациента в терапевтические отношения; б) получает информацию о
негативных ожиданиях пациента; в) показывает пациенту, как его мысли влияют на его эмоциональное
состояние; г) пациент, убедившись в возможности быстрой нейтрализации неприятных чувств, получает
стимул для идентификации и коррекции своих когнитивных искажений.
Поиск информации
Нужно отметить, что умело проведенное интервью, наряду с тем что оно обеспечивает терапевта
диагностическими данными, информацией о прошлой и нынешней жизни пациента, его
психологических проблемах, отношении к лечению и мотивации, также позволяет пациенту более
объективно взглянуть на свои проблемы.
В наших исследованиях мы стараемся получить как можно больше информации о пациенте еще
до проведения первого интервью, что позволяет существенно ускорить процесс клинической
диагностики. С этой целью мы используем ряд опросников, в частности «Шкалу депрессии» (Beck,
1967; Beck, 1978). Помимо того что этот опросник обеспечивает быструю оценку тяжести заболевания,
он помогает также высветить симптомы, требующие незамедлительного вмешательства (например,
суицидальные намерения). Кроме того, полученные с помощью этого опросника данные о негативных
мыслях позволят терапевту обнаружить центральную проблему пациента (это может быть постоянное
ожидание провала, убежденность в собственной несостоятельности, суицидальные наклонности).
Другой используемый нами опросник, «Шкала безысходности» (Beck, Weissman, Lester, Trexler, 1974),
содержит целый ряд пунктов, касающихся негативных представлений пациента о собственном
будущем.
Необходимую информацию об особенностях идеаторной деятельности и связях между
негативными мыслями и неприятными чувствами пациента можно получить из его ответов. Важное
значение имеет подготовка пациента к терапии, о чем мы писали в предыдущей главе. Большинство
пациентов достаточно хорошо ориентируются в концептуальной структуре когнитивной терапии,
однако для того, чтобы пациент смог в полной мере уяснить особенности данного подхода, ему
|