П. Нет... не думаю.
Т. Получается, что вы замечаете только изъяны в своей работе. Скажите, разумно ли на
основании нескольких крошечных дефектов полностью обесценивать свои результаты?
П. Но я мог бы поклеить лучше.
Т. Представьте, что кухню оклеили не вы, а сам сосед. Что бы вы сказали ему?
П. Хм... Отличная работа!
Как видим, терапевт сначала выяснил в деталях, чем занимался пациент. После этого он
попытался выявить расхождения между реальными достижениями и чувствами пациента. Затем путем
тщательных расспросов терапевт установил причины этих расхождений и выяснил, на каких фактах
основаны выводы пациента («Цветочки не состыковывались»). Эти факты были подвергнуты
объективному анализу, который включал: 1) сопоставление одного факта с другими (пациент сделал
большую часть работы; никто не заметил изъянов) и 2) оценку фактов с иных позиций («Что бы вы
сказали, если бы кухню оклеили не вы, а сам сосед?»).
Техника градуированных заданий
Обычно после успешного выполнения серии заданий у депрессивных пациентов отмечается
некоторое (пусть даже кратковременное) повышение настроения и мотивации. Пациент чувствует, что
он в состоянии справиться и с более сложными заданиями конечно, при условии преодоления
присущей ему склонности умалять свои достижения.
Пример градуированных заданий описан Голдфридом (в одном из писем, 1974), самостоятельно
открывшим эту технику. Любопытно, что изобретенная им техника основана на тех же принципах,
которые использовала наша группа. Доктор Голдфрид пишет:
«Исходя из предположения, что депрессия возникла как результат ее [пациентки] мнимой
неспособности контролировать свое жизненное пространство, я поручил ей выполнить ряд конкретных
заданий (заправить утром постель, одеться, убраться в комнатах), чтобы показать, что на самом деле она
вполне способна контролировать окружающий ее мир. Когда она научилась справляться с этими
простейшими заданиями, я поручил ей более сложные вещи. Важным моментом в терапии было то, что
я постоянно заставлял ее «отступать на шаг», чтобы оценить результаты и понять, какие изменения
произошли в ее жизни вследствие этих стараний.»
Техника градуированных заданий состоит из следующих ключевых моментов.
1. Определение проблемы (таковой может быть, например, убежденность пациента в том, что он
не способен достигнуть жизненно важных целей).
2. Разработка проекта. Ступенчатая организация заданий (или занятий) от простых к более
сложным.
3. Выполняя конкретное задание, пациент видит, что может достичь поставленной цели, тем
самым опровергается его убежденность в собственной недееспособности.
4. Выяснение и обсуждение сомнений пациента, преодоление скепсиса и склонности к умалению
своих достижений.
5. Терапевт побуждает пациента к реалистической, объективной оценке результатов.
6. Постоянный акцент на том, что пациент достиг поставленной цели благодаря своим стараниям
и умениям.
7. Разработка новых, более сложных заданий.
Проиллюстрируем применение данной техники конкретным примером из практики.
Терапевт навестил 40-летнюю депрессивную пациентку в первый день ее госпитализации.
Женщина вопреки уговорам палатной медсестры не желала ничем заниматься и лежала в постели,
размышляя о своих проблемах и чувствуя себя все более несчастной. Она считала, что ничто не может
доставить ей удовольствия.
Пациентка призналась терапевту, что раньше, до болезни, она получала удовольствие от чтения.
Она сказала: «В последние два месяца я ничего не читала. Сейчас я не в состоянии прочесть даже
заголовок в газете». Однако, несмотря на сомнения, она согласилась попробовать прочесть несколько
строк. Терапевт взял в больничной библиотеке сборник рассказов и предложил пациентке прочесть в
его присутствии самый короткий из них. «Я не смогу прочитать», заявила пациентка. Терапевт
ответил: «Попытайтесь прочесть вслух первый абзац». «Но это будут просто слова, возразила
женщина. Я не смогу сконцентрироваться на содержании». «Давайте попробуем, предложил
терапевт. Прочтите вслух первое предложение».
|