задания иногда улучшает самочувствие пациента.
Приведем пример выявления психологических барьеров с помощью техники когнитивной
репетиции.
Пациентка, 24-летняя домохозяйка, выразила согласие продолжить занятия аэробикой.
Терапевт. Итак, вы согласны с тем, что вам стоит попробовать снова заняться аэробикой.
Пациентка. Да. Я всегда так хорошо себя чувствовала после этих занятий.
Т. Хорошо, тогда я попрошу вас подключить свое воображение. Представьте, что вы собираетесь
поехать на занятия. Что вы будете делать?
П. Ну просто сяду в машину и поеду.
Т. Нет, поконкретнее, пожалуйста. Нам известно, что вы уже не раз принимали решение
возобновить занятия, однако всякий раз возникали какие-нибудь препятствия. Сейчас вы должны
подробно описать свои действия и рассказать, что вы чувствуете и о чем думаете, собираясь на занятия.
П. А-а, понятно.
Т. Итак, занятия начинаются в девять утра. С какого времени мы начнем?
П. С половины восьмого... В семь-тридцать прозвенит будильник. Я проснусь, и у меня
наверняка будет паршивое настроение. Мне всегда тяжело вставать по утрам.
Т. И как вы преодолеете это затруднение?
П. Полежу минут десять, пока не приду в себя. Потом встану, оденусь, позавтракаю. После
завтрака начну собираться... (Пауза.) Ой, погодите! У меня же нет шортов! Вот оно, препятствие.
Т. Что вы можете сделать, чтобы решить эту проблему?
П. Ну могу сбегать в магазин и купить какие-нибудь.
Т. Проделайте это мысленно... Что дальше?
П. Дальше... Я готова ехать, но обнаруживаю, что нет машины.
Т. Как можно преодолеть это препятствие?
П. Попрошу мужа заранее подогнать машину.
Т. Что вы представляете теперь?
П. Представляю, как еду на занятия, но на полпути разворачиваюсь и еду обратно.
Т. Почему?
П. Потому что вдруг подумала, что буду выглядеть там идиоткой.
Т. Что вы скажете себе в ответ на эту мысль?
П. Скажу, что люди приходят туда, чтобы заниматься аэробикой, а не с целью посмеяться друг
над другом.
[Подготовив себя таким образом к каждому из «препятствий», пациентка смогла мысленно
доехать до спортивного клуба. Затем терапевт попросил ее еще раз мысленно проделать всю
последовательность шагов. Через некоторое время пациентка возобновила занятия аэробикой. Терапевт
проинструктировал ее, что в случае возникновения каких-то проблем она должна попытаться решить их
на месте, а затем рассказать о них на сессии.]
Тренинг ассертивности и ролевые игры
Методика проведения ассертивного тренинга подробно описана в многочисленных методических
руководствах. Если говорить в общем, тренинг ассертивности направлен на выработку у человека
умения отстаивать свои права и включает такие техники, как моделирование и поведенческая
репетиция. Данные об эффективности всей процедуры и ее отдельных составляющих представлены в
соответствующей литературе (McFall, Twentyman, 1973).
Ролевые игры предполагают «проигрывание» различных ситуаций с осуществлением
социальных интеракций в соответствии с избранными ролями. Тренинг ассертивности и ролевые игры
могут быть хорошим подспорьем при лечении депрессии. Как и иные поведенческие техники,
используемые в контексте когнитивной терапии, эти методы применяются с целью выявления и
преодоления дисфункциональных представлений и убеждений пациента.
20-летняя депрессивная пациентка рассказала терапевту о недавно пережитом ею «унизительном
эпизоде», когда она, расплачиваясь за покупки в универмаге, так разволновалась, что никак не могла
отсчитать необходимую сумму. Пациентку беспокоило, что кассир, должно быть, приняла ее «за
идиотку». «Я такая неуклюжая, такая бестолковая», повторяла она. Терапевт попросил пациентку
поставить себя на место кассира и оценить ситуацию с этой, новой, позиции.
Пациентка (в роли кассира).
Я вижу, что женщина очень смущена своей неловкостью. Я
|