Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 192 
Next page End  

Проиллюстрируем применение данной техники следующим примером.
Умеренно депрессивный пациент, 52-летний банковский служащий, жаловался, что не может
работать «так же эффективно, как прежде». Говоря о «неэффективности», он имел в виду, что ему стало
трудно принимать деловые решения. На четвертую сессию пациент пришел крайне удрученным.
Пациент. Вы не представляете, как я все испортил! Я совершил очередную ошибку
непростительную ошибку, которая может стоить мне должности.
Терапевт. Расскажите, что это была за ошибка.
П. Я санкционировал выдачу кредита неплатежеспособному заемщику. Я опять принял
неправильное решение.
Т. Вы помните, как вы принимали это решение?
П. Да, конечно. На бумаге все выглядело отлично: хорошее обеспечение, высокий рейтинг
кредитоспособности. Но я должен был предвидеть, что возникнут проблемы.
Т. Вы располагали всей необходимой информацией, когда принимали решение?
П. Нет, тогда нет. Но спустя шесть недель у меня была вся информация... Понимаете, от меня
ждут прибыли, а я разбазариваю деньги банка.
Т. Я
понимаю, вы расстроены. Но я хочу знать, какой именно информацией вы располагали в
момент принятия решения.
Когда пациент, понуждаемый терапевтом, сопоставил все данные, он пришел к выводу, что
действовал в соответствии с установленными правилами предоставления кредитов. Применение метода
реатрибуции позволило пациенту понять, что неприятная ситуация возникла не по его вине. Однако
теперь пациент должен был решить проблему с отчетом. Дело в том, что, ругая себя за мнимые
оплошности, он не сообщил о сложившейся ситуации руководству. Терапевт убедил пациента, что еще
не поздно исправить эту ошибку, и помог выработать приемлемый план действий.
Техника реатрибуции особенно полезна при работе с пациентами, склонными к самобичеванию
и/или принятию на себя чрезмерной ответственности. Терапевт может применить следующие тактики:
а) рассмотреть «факты», вызвавшие самокритику (как в описанном выше случае); б) показать пациенту,
что он исходит из разных критериев при оценке собственного поведения и действий других людей
(двойной стандарт); в) оспорить убежденность пациента в том, что он «на сто процентов» ответствен за
неблагоприятную ситуацию.
Поиск альтернативных решений
Ограниченная система логики и аргументации депрессивного пациента становится более
открытой, когда пациент дистанцируется от собственных когниций и начинает идентифицировать
паттерны своего мышления и персеверативные темы. Проблемы, прежде казавшиеся неразрешимыми,
могут быть подвергнуты переосмыслению. На данном этапе терапии полезной оказывается техника
«альтернативной концептуализации», суть которой сводится к активному исследованию всех
возможных интерпретаций и путей решения проблемы.
Подробно определив суть своих затруднений, пациент может совершенно спонтанно прийти к
решению проблем, представлявшихся неразрешимыми. Свежий, непредубежденный взгляд на проблему
позволяет пациенту рассмотреть разнообразные возможности, которые ранее просто не принимались в
расчет. Обычно депрессивный пациент искренне полагает, что исследовал все возможные подходы к
проблеме, но на поверку оказывается, что некоторые возможности упущены или отвергнуты им по
причине предубежденности его мышления. Следующий пример служит иллюстрацией того, как
негативный когнитивный настрой вынуждает человека видеть в своих затруднениях неразрешимую
проблему.
Пациентка, 28 лет, мать троих детей, испытывала отчаяние от того, что ее бросил муж. Она не
уставала повторять, что «не выживет» без него. Свое отчаяние женщина обосновывала тем, что она,
дескать, не приспособлена к самостоятельной жизни. Еще будучи подростком, она боялась оставаться
одна, а выйдя замуж, с трудом переносила командировки мужа. Она не умела планировать семейный
бюджет, не умела разумно распоряжаться деньгами и боялась, что дети станут жертвой ее
непрактичности. По ее словам, с уходом мужа жизнь превратилась для нее в «сплошной кошмар».
Первым шагом к использованию техники «альтернативной концептуализации» стало
определение проблем пациентки (ведение расходов, дисциплина детей, одиночество). Каждая из этих
проблем приводила пациентку в ужас, поскольку в прошлом ей никогда не удавалось справиться с
ними. Женщина заявляла: «Я никогда не была сильна в математике», «Вопросами дисциплины всегда
Hosted by uCoz