собиралась действовать исходя из своих негативных умозаключений. Ясно, что она совершила бы
большую ошибку, если бы бросила учебу; подобный исход событий стал бы для нее еще одним
доказательством ее мнимой неспособности. Именно исследование всех возможных интерпретаций
привело пациентку к более разумному, более конструктивному решению.
Идентификация и ранжирование когниций позволили терапевту и пациентке сформулировать
рабочие гипотезы, которые могли быть проверены эмпирическим путем. В конце сессии пациентка
заново оценила свои интерпретации на предмет достоверности и поняла, что она переоценивала
достоверность первой гипотезы из-за недостатка объективной информации. Надо заметить, что
разъяснения профессора помогли сместить акценты с факта неудачи на факт отсутствия определенных
навыков: девушка перестала считать себя «неспособной», но задумалась о необходимости
совершенствования своего стиля.
В данном случае пациентка получила недостающую информацию, не выходя из кабинета
терапевта. В тех случаях, когда это невозможно, следует дать пациенту «срочное домашнее задание», а
именно поручить ему как можно быстрее собрать необходимую информацию и затем незамедлительно
связаться с терапевтом. Срочность обусловлена тем, что пациент может распространить свои
негативные умозаключения на другие ситуации. В отдельных случаях оказывается полезным
привлечение «значимых других» друзей или родственников пациента.
Протокол дисфункциональных мыслей
Для выявления, исследования и коррекции когниций используется также техника регистрации
дисфункциональных мыслей. Пациенту выдается бланк, состоящий из двух или нескольких колонок. В
одну колонку пациент должен записывать возникающие у него автоматические мысли, а в другую
«разумные ответы» на эти мысли. В дополнительных колонках пациент может отметить свою реакцию
(аффективную или поведенческую) на эти мысли, а также описать ситуацию или событие,
предшествовавшие когнициям. Стандартный бланк «Протокола дисфункциональных мыслей» включает
следующие колонки: «Дата», «Ситуация», «Эмоции», «Автоматические мысли», «Рациональный ответ»,
«Результат» (см. Приложение).
Терапевт должен объяснить пациенту, как пользоваться бланком, и привести примеры
автоматических мыслей. Следует также научить пациента оценивать степень интенсивности эмоций и
степень правдоподобия негативных когниций; последнее условие продиктовано тем, что пациент
должен записывать даже те мысли, которые кажутся ему «чуждыми» (маловероятными). Кроме того,
это позволяет оценить в количественном выражении позитивные изменения, происходящие в
эмоциональном состоянии и мышлении пациента.
Основная задача терапевта помочь пациенту найти разумные ответы на негативные когниций.
Регистрация негативных мыслей позволяет пациенту дистанцироваться от них, чтобы затем совместно с
терапевтом объективно исследовать их. В ходе исследования пациент начинает понимать, как
негативные когниций влияют на эмоции и поведение, и, что самое важное, научается более
реалистической интерпретации событий.
Терапевт волен менять названия колонок с учетом потребностей пациента. Следующие два
протокола являют собой видоизмененный вариант методики.
Пациентка, медицинский архивист с 6-летним «стажем» депрессии.
Событие
Чувства
Мысли
Другие возможные интерпретации
Медсестра из
кардиологического
отделения нагрубила
мне, когда я
попросила ее
заполнить лист
назначений для
предстоящей
комиссии. Она
сказала: «Терпеть не
могу эти листы
назначений»
Горечь.
Легкое
раздражение.
Чувство
одиночества
Она не любит меня
Эта дама всегда не в духе. То, что
она ненавидит листы назначений,
не значит, что она ненавидит меня,
она просто не любит бумажную
работу. У нее много работы, и она
торопилась. Глупо так относиться к
листам назначений; они ее
единственная защита в случае
судебного иска
|