Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 192 
Next page End  

собиралась действовать исходя из своих негативных умозаключений. Ясно, что она совершила бы
большую ошибку, если бы бросила учебу; подобный исход событий стал бы для нее еще одним
доказательством ее мнимой неспособности. Именно исследование всех возможных интерпретаций
привело пациентку к более разумному, более конструктивному решению.
Идентификация и ранжирование когниций позволили терапевту и пациентке сформулировать
рабочие гипотезы, которые могли быть проверены эмпирическим путем. В конце сессии пациентка
заново оценила свои интерпретации на предмет достоверности и поняла, что она переоценивала
достоверность первой гипотезы из-за недостатка объективной информации. Надо заметить, что
разъяснения профессора помогли сместить акценты с факта неудачи на факт отсутствия определенных
навыков: девушка перестала считать себя «неспособной», но задумалась о необходимости
совершенствования своего стиля.
В данном случае пациентка получила недостающую информацию, не выходя из кабинета
терапевта. В тех случаях, когда это невозможно, следует дать пациенту «срочное домашнее задание», а
именно поручить ему как можно быстрее собрать необходимую информацию и затем незамедлительно
связаться с терапевтом. Срочность обусловлена тем, что пациент может распространить свои
негативные умозаключения на другие ситуации. В отдельных случаях оказывается полезным
привлечение «значимых других» — друзей или родственников пациента.
Протокол дисфункциональных мыслей
Для выявления, исследования и коррекции когниций используется также техника регистрации
дисфункциональных мыслей. Пациенту выдается бланк, состоящий из двух или нескольких колонок. В
одну колонку пациент должен записывать возникающие у него автоматические мысли, а в другую —
«разумные ответы» на эти мысли. В дополнительных колонках пациент может отметить свою реакцию
(аффективную или поведенческую) на эти мысли, а также описать ситуацию или событие,
предшествовавшие когнициям. Стандартный бланк «Протокола дисфункциональных мыслей» включает
следующие колонки: «Дата», «Ситуация», «Эмоции», «Автоматические мысли», «Рациональный ответ»,
«Результат» (см. Приложение).
Терапевт должен объяснить пациенту, как пользоваться бланком, и привести примеры
автоматических мыслей. Следует также научить пациента оценивать степень интенсивности эмоций и
степень правдоподобия негативных когниций; последнее условие продиктовано тем, что пациент
должен записывать даже те мысли, которые кажутся ему «чуждыми» (маловероятными). Кроме того,
это позволяет оценить в количественном выражении позитивные изменения, происходящие в
эмоциональном состоянии и мышлении пациента.
Основная задача терапевта — помочь пациенту найти разумные ответы на негативные когниций.
Регистрация негативных мыслей позволяет пациенту дистанцироваться от них, чтобы затем совместно с
терапевтом объективно исследовать их. В ходе исследования пациент начинает понимать, как
негативные когниций влияют на эмоции и поведение, и, что самое важное, научается более
реалистической интерпретации событий.
Терапевт волен менять названия колонок с учетом потребностей пациента. Следующие два
протокола являют собой видоизмененный вариант методики.
Пациентка, медицинский архивист с 6-летним «стажем» депрессии.
Событие
Чувства
Мысли
Другие возможные интерпретации
Медсестра из
кардиологического
отделения нагрубила
мне, когда я
попросила ее
заполнить лист
назначений для
предстоящей
комиссии. Она
сказала: «Терпеть не
могу эти листы
назначений»
Горечь.
Легкое
раздражение.
Чувство
одиночества
Она не любит меня
Эта дама всегда не в духе. То, что
она ненавидит листы назначений,
не значит, что она ненавидит меня,
— она просто не любит бумажную
работу. У нее много работы, и она
торопилась. Глупо так относиться к
листам назначений; они — ее
единственная защита в случае
судебного иска
Hosted by uCoz