последовательность шагов. К своему удивлению, женщина обнаружила, что она посвятила этому делу
целых три часа и справилась с ним блестяще.
В тех случаях, когда пациенту нужно запомнить какой-то материал, связанный с его работой или
учебой, он может воспользоваться методом SQ3R. [Survey, Question, Read, Recite and Review,
что
буквально переводится как «просмотр, вопросы, чтение, пересказ, обзор».
Примеч. пер.] Сначала
пациент просматривает материал, чтобы получить общее представление о нем. Затем он составляет
план, чтобы сосредоточиться на основных положениях и осмыслить материал. После этого он
внимательно прочитывает материал, а затем воспроизводит его либо в письменном виде, либо путем
устного пересказа. И в завершение пациент снова просматривает материал (Robinson, 1950). Побочным
результатом применения данных техник является то, что, сосредоточиваясь на каком-то деле, пациент
отвлекается от навязчивых негативных мыслей.
Поведенческие симптомы
Пассивность, инертность, избегание
Бездеятельность и пассивность являются центральными симптомами депрессии. Некоторые
подходы к решению этой проблемы обсуждаются в главах 7 и 13. Более подробно проблема
раскрывается в работе Cognitive Therapy and Emotional Disorders (Beck, 1976).
Пассивность депрессивного пациента принято считать формой нейрофизиологического или
психомоторного торможения. Занимая пациента какой-либо деятельностью, терапевт может ослабить
эти симптомы.
Разработка программы и плана действий. Правильно спланированная программа может иметь
целый ряд позитивных последствий. Назовем только некоторые из этих последствий.
1. Изменение образа Я пациента. Пациент начинает гораздо более реалистически оценивать свой
опыт и свои перспективы.
2. Занимаясь некой деятельностью, пациент отвлекается от болезненных, депрессогенных
мыслей и неприятных переживаний.
3. Конструктивная деятельность пациента способствует улучшению его отношений с близкими.
4. Если занятие доставляет пациенту удовольствие, то это удовольствие становится стимулом к
продолжению деятельности.
Тот, кому доводилось иметь дело с депрессивным человеком, знает, как тяжело побудить его к
активности. На какие только уловки ни идут родственники и друзья пациента, пытаясь занять его
каким-нибудь делом. Как правило, их старания оказываются безуспешными, и происходит это потому,
что люди не понимают психологию депрессии. Чтобы помочь пациенту стать более активным, нужно
создать мотивацию к деятельности, логически обосновав ее необходимость. Но для начала терапевт
должен узнать, как сам пациент объясняет свою пассивность, чем он оправдывает свой бездеятельный
образ жизни.
Это можно сделать, например, так. Терапевт рекомендует пациенту некое занятие, которое тот
явно способен осилить. Если пациент говорит, что он не хочет или не может заниматься этим, терапевт
просит его четко сформулировать причины нежелания. Эти «причины» рассматриваются как
подлежащие эмпирической проверке гипотезы.
Обычно пациенты приводят следующие «аргументы»: а) «бесполезно пытаться»; б) «я не умею»;
в) «если я попробую и у меня не получится, я буду чувствовать себя еще хуже»; г) «я чувствую себя
слишком усталым, чтобы заниматься чем-то»; д) «мне легче, когда я лежу».
Подобные объяснения кажутся пациенту убедительными; он даже на секунду не допускает, что
они могут оказаться ложными или как минимум дисфункциональными. Позже, когда терапевт
разработает программу деятельности, они вместе проверят валидность этих «обоснований».
Прежде чем приступать к реализации программы, терапевт должен выяснить и обсудить с
пациентом коннотативное значение симптома. Иначе говоря, необходимо узнать, что означает для
пациента его пассивность. Например, пациент, который целыми днями лежит в постели, нередко
выглядит в своих собственных глазах и глазах окружающих «лентяем». Вовлекая пациента в
деятельность, терапевт помогает пациенту повысить самооценку.
Поскольку депрессивные люди в силу прочно укоренившихся представлений о собственной
недееспособности изо всех сил пытаются уклониться от повседневных дел и обязанностей, терапевт
должен со всей возможной прямотой объяснить пациенту, что, идя на поводу у негативных установок и
|