полный голос. Пациент может просто не дожить до следующей сессии. Более того, мы советуем
поддерживать с пациентом связь по телефону между сессиями, пока не минует суицидальный кризис.
Иногда полезно проинформировать о проблеме близких пациента.
Терапевтическая стратегия, используемая при работе с чувством безысходности, вытекает из
положения о том, что мышление и восприятие депрессивного пациента скованы рамками предвзятых
умозаключений. Пациенту не приходит в голову подвергнуть сомнению свои предубеждения. Задача
терапевта заключается в том, чтобы пробудить у пациента интерес к исследованию негативных
предубеждений. Терапевт указывает пациенту на факты, противоречащие его умозаключениям, и,
создавая таким образом «когнитивный диссонанс», побуждает пациента пересмотреть свою позицию.
Пациентка испытывала сильное желание умереть после развода со вторым мужем. На вопрос
терапевта, почему она считает суицид единственно возможным выходом из создавшейся ситуации,
женщина ответила: «Я не могу без Питера». Последующие расспросы позволили получить такой ответ:
«Я не смогу жить без мужчины».
Терапевт поинтересовался, всегда ли ей для нормального существования было необходимо
присутствие мужчины, и именно этот вопрос сыграл роль «когнитивного ключика». Женщина
задумалась и затем вдруг призналась: «Знаете, а ведь самым счастливым временем был для меня
период, когда я жила одна. Мой первый муж тогда служил в армии. Я работала и жила одна».
Осознание того, что ей когда-то прекрасно жилось без мужчины, позволило пациентке понять, что она
не так уж беспомощна, как ей кажется. Постепенно пациентка обрела чувство независимости и
самостоятельности и перестала думать о самоубийстве.
Еще одной иллюстрацией того, как терапевт может подвести пациента к осознанию логических
неувязок в системе убеждений, служит следующая беседа. Пациентка 25 лет после неудавшейся
суицидной попытки продолжала думать о самоубийстве. Доведенная до отчаяния изменами мужа, она
считала свою жизнь «законченной». Терапевт построил беседу таким образом, чтобы получить от
пациентки информацию, противоречащую этому заключению, и побудить пациентку мыслить более
логично.
Терапевт. Почему вы хотите покончить с собой?
Пациентка. Без Раймонда я ничто... Я никогда не буду счастлива без него... Но я не могу
сохранить наш брак.
Т. Ваша супружеская жизнь была счастливой?
П. Нет, у нас с самого начала все пошло наперекосяк... Раймонд всегда изменял мне... В
последние пять лет я почти не видела его.
Т. Вы сказали, что без Раймонда никогда не будете счастливы... А сейчас, с Раймондом, вы
счастливы?
П. Нет. Когда мы встречаемся, мы тут же начинаем ругаться. Это не жизнь.
Т. Тогда почему вы считаете, что не сможете жить без Раймонда?
П. Потому что без него я ничто.
Т. Вы не могли бы произнести это еще раз?
П. Без Раймонда я ничто.
Т. И как вам самой эта идея?
П. ...Ну если подумать, то это не совсем так.
Т. Вы сказали, что без Раймонда вы «ничто». А до того, как вы встретили Раймонда, вы тоже
чувствовали себя «ничем»?
П. Нет. Я знала, что что-то представляю из себя.
Т. Не следует ли из этого, что вы можете быть «кем-то» и без Раймонда?
П. Ну да, наверное. Да, я могу.
Т. Если вы чувствовали себя личностью до встречи с Раймондом, то нужен ли он вам теперь,
чтобы чувствовать себя личностью?
П. (озадаченно). Хм...
Т. Я полагаю, вы имели в виду, что без Раймонда ваша жизнь будет иной.
П. Да. Я просто не верю, что смогу найти кого-то, кто заменит мне Раймонда.
Т. У вас были друзья-мужчины до встречи с Раймондом?
П. Да. Я пользовалась тогда успехом у мужчин.
Т. Если я правильно понял, до встречи с Раймондом вы влюблялись в других мужчин и они
влюблялись в вас. Так?
П. Угу.
|