обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были умными и
осмотрительными, добросовестными и словоохотливыми. К этому можно добавить, что они были еще и
любознательными.
Именно в силу этих качеств у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о
мире, в котором он жил. Он пытался понять причины смены дня и ночи, времен года, появления снега
и огня, туч, приносящих дождь, молнии и грома. Он также искал ответы на вопросы, касающиеся его
самого: о переживаниях, которые ему приходится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о
том, что с ним будет после смерти. Несомненно, во всем этом следует искать корни религиозных правил
и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни
философии «матери всех наук», которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию,
астрономию... и, наконец, психологию.
Наши далекие предки вначале пытались объяснить духовную деятельность тем, что в теле
человека заключено
другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и
ощущает кожа.
Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить
собственной жизнью в его снах. Во сне охотник убивал желанную добычу, воин становился храбрым,
влюбленный овладевал предметом своего вожделения и т. п. Полагали, что в момент смерти душа
покидает тело навсегда, вылетая через рот.
Древние цивилизации придумали себе божества; им казалось, что Солнце, Луна и звезды
наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует
считать бессмертными созданиями и люди должны их почитать.
Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию
таинственных и могущественных сил, обитающих в зависимости от данной культуры на Олимпе,
на небе или в аду.
Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость, словом, все чувства,
испытываемые смертными, зависят от настроения богов и от соперничества между ними.
Первые греческие философы, пытавшиеся в VI в. до н. э. понять природу человека, сознавали, что
представление о мире, признающее власть божества, чтобы объяснить поведение людей, основано на
мифах. Не более приемлемой они считали и примитивную идею о существе, заключенном в человеке и
ответственном за его поведение.
Однако они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать,
принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то
нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Так, согласно представлению Платона, дух, или
«душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает
тело и вступает в «мир идей».
Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по
отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или «психе», это двигатель,
позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают
впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые,
накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления,
подчиняют себе поведение.
Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед
изучение психики. Лишь в XVII в. благодаря теориям Декарта закладывается фундамент создания
современной психологии, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной
системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.
Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в XVII в.
Эмпирическое направление привело к созданию научного метода, позволившего изучать факты путем
наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке.
Психологии понадобилось еще целое столетие для того, чтобы определиться в качестве
самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры философии. Начиная с XVIII в., первые
эмпирики старались объяснить психические феномены по-новому, пытаясь заменить изучение «души»
изучением сознания и процессов мышления. Они стремились понять, каким образом человеческий
|