объекта, рассмотрите детали изображения. Задайте себе вопросы по подробностям вида объекта и
ответьте на них по изображению. Опять откройте глаза на одну секунду, дополните образ. И так
несколько раз.
«Спички»
это также необычайно удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на
стол кучкой 4-5 спичек. В течение 2-3 с запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с
закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотрите на них еще одну
секунду и воссоздайте образ точнее. Еженедельно увеличивайте количество спичек на одну. Когда
дойдете до 12-14 штук, опять начните с 4-5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок.
Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги
и сличить рисунок с оригиналом.
Естественно, кроме зрительной, в тренировке нуждаются и остальные системы памяти. Поэтому
следует добавить следующие упражнения.
Запоминание внутренней речи. Наугад произнесите про себя цепь арифметических действий:
«один плюс семь минус три умножить на два» и т. п. Теперь проведите в уме эти несложные
вычисления для этого вам придется каждый раз вспоминать всю произнесенную ранее фразу.
Очень хорошо тренирует слуховую и кинестетическую память анализ событий дня. Вечером
перед сном в течение 5-7 мин в очень ускоренном темпе восстановите цепь основных событий дня с
вспоминанием образов новых знакомых, их имен, манеры поведения, телефонов. Старайтесь точно и
ярко воссоздать имевшие место ощущения. Все именно в том порядке, в каком это происходило.
При всех видах тренировки памяти имеет смысл:
вспоминая образ или рассматривая объект запоминания, описывать его словами и
движениями;
в случае, если получилось точное и яркое восстановление образа в момент эмоционального
толчка «ура, вспомнил!», закрепите это ощущение, ущипнув себя за мочку правого уха. Если вы часто
будете использовать этот прием, то сможете мобилизовать вспоминание в экстренных ситуациях таким
же способом.
Для тренировки речевой памяти очень эффективно изучение европейских иностранных языков,
зрительной памяти китайского или японского.
Вспоминание является главным этапом памяти, ведь запоминаем мы именно для того, чтобы
вспомнить. В значительной степени вспоминание зависит от установки, сформированной при
запоминании, и качества запоминания.
Развитие памяти процесс длительный и нелегкий, но всегда окупит потраченные на него
время и силы, позволит более эффективно управлять своими умственными возможностями для решения
практических задач.
Речь
Непонимание
Любое сообщение можно не понять по результату это то же самое, что не слышать и не
видеть. В психологии принято выделять четыре уровня непонимания:
фонетический;
семантический;
стилистический (синтаксический).
Очень упрощенно можно сказать, что в основе всех этих уровней определения угрожающей
информации лежит следующее представление: «чужие говорят не так, как мы». Определив признаки
«чужого» в сообщении, человек защищается срабатывает контрсуггестия, он не понимает.
Фонетический уровень непонимания. Если с нами говорят на непонятном для нас языке
например, на иностранном, внушение нам не угрожает.
Мы ничего не понимаем, так как слушающий в таком случае располагает не тем набором фонем,
что говорящий, и произносимое сливается для него в трудноразличимый или вовсе не различимый
поток. Фонетическое непонимание имеет диапазон от незначительного (в произнесении некоторых
|