Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Рассказ о вопросительных словах, начатый этим стихотворением Р. Киплинга в переводе С. Я.
Маршака, наверняка не покажется ученикам тяжелым и скучным.
Можно проиллюстрировать правило о слитном написании частицы не со словами, которые без
не не употребляются, такой сказкой:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но везде было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная.
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
А
вот несколько примеров образного изложения синтаксического материала из
экспериментального учебника «Синтаксис и пунктуация русского языка» под редакцией Г. Г. Граник:
«Союз да похож на актера: в одном предложении он «играет роль» союза но, а в другом «роль» союза
и»; «...Один из главных членов предложения называется сказуемым, потому что он сказывает, сообщает
что-то».
Образы для школьников с «образным» и «смешанным» типами мышления опора и поддержка
сложных процессов запоминания и понимания. Ученые и опытные преподаватели ищут пути для того,
чтобы дать школьникам такие «образы-опоры».
Любопытный пример трудностей при усвоении недостаточно объединенного смысловыми
связями материала приводит один из биографов Наполеона Лас Каз, сопровождавший его на остров
Святой Елены. Известно, что Наполеон обладал замечательной памятью, однако Лас Каз, обучавший
ссыльного императора английскому языку, столкнулся с совершенно противоположным явлением.
«Император, с чудесной легкостью схватывавший все, что касалось смысла языка, имел ее очень
мало там, где дело шло о материальном механизме языка. Это был живой интеллект и очень плохая
память; это последнее обстоятельство особенно его огорчало; он находил, что не продвигается вперед.
Как только я мог подчинить то, о чем шла речь, какому-нибудь закону или аналогии, это сейчас
|