подожгли здание. В пламени погибли 86 человек.
Маршалл Эплуайт не искал признания своей власти в исполнении его сексуальных желаний.
Дважды уволенный с должности преподавателя музыки за гомосексуальные связи с учениками, он
отказался от сексуальной жизни, прибегнув к кастрации так же поступили еще семеро из 17 мужчин,
принадлежащих к секте «Врата Рая» и погибших вместе с ним (Chua-Eoan, 1997; Gardner, 1997). Ранее, во
время пребывания в 1971 году в психиатрической больнице, Эплуайт познакомился с медсестрой и
дилетанткой от астрологии Бонни Лу Неттлз, которая «одарила» впечатлительного и харизматичного
Эплуайта космологическим видением перехода на «другой уровень». Страстными проповедями он
убедил своих последователей отказаться от семей, секса, наркотиков и личных сбережений, пообещав
им путешествие на космическом корабле к спасению.
Станем ли мы искать объяснение случившегося в характере жертв, обвиняя во всем их самих?
Отвернемся ли мы от них как от легковерных чудаков или людей со странностями? Или поймем, что
объяснением их поведения могут служить знакомые принципы послушания, согласия, убеждения и
влияния окружающих, что поставит их в один ряд с остальными членами общества, на которых пусть
по-своему, но также воздействуют подобные силы?
Социальные установки следуют за поведением
Уступчивость приводит к одобрению
Рассмотрев в 9-й главе взаимосвязь поведения и убеждений, мы убедились, что людям
свойственно внутренне признавать обязательства, принимаемые на себя добровольно, публично и
неоднократно. Руководители сект, по-видимому, знают это очень хорошо. Новички быстро узнают, что
быть членом секты дело непростое. Тем не менее вскоре они становятся членами команды.
Внутренние ритуалы сообщества, публичная агитация и сбор пожертвований усиливают у вновь
обращенного ощущение, что он является членом группы. Точно так же, как испытуемые в социально-
психологических экспериментах начинают верить в то, о чем они свидетельствовали (Aronson & Mills,
1959; Gerard & Mathewso, 1966), так и вновь обращенные постепенно превращаются в убежденных
сторонников религиозной доктрины. Чем сильнее личные обязательства, тем сильнее потребность
оправдать их.
Феномен «ноги в дверях»
Каким образом мы принимаем на себя подобные личные обязательства? Это редко бывает
решительным, обдуманным поступком. Вряд ли кто-то резко решает: «Хватит с меня господствующей
религии. Найду-ка я какой-нибудь неофициальный культ». И вербовщики не останавливают прохожих
со словами: «Привет! Я мунист. Хотите присоединиться к нам?» Стратегия вербовки основана скорее
на методе «ноги в дверях». Вербовщики «Церкви Единения» сначала обычно приглашают людей на
званый обед, а затем предлагают провести уик-энд в атмосфере человеческого тепла и философских
дискуссий о смысле жизни. В конце уик-энда воодушевленные гости присоединяются к песнопениям,
какой-нибудь общей деятельности, дискуссиям. И лишь намного позднее потенциальных обращенных
склоняют к тому, чтобы принять участие в более продолжительном испытании на служение общему
делу. Постепенно занятия вовлекаемых в секту становятся все более значимыми: им поручается сбор
пожертвований и вербовка новых членов.
Джим Джонс также использовал прием «ноги в дверях» для привлечения членов в «Народный
Храм». Сначала их материальные пожертвования были добровольными. Затем Джонс ввел
обязательную систему взносов в размере 10 % от дохода, и эти взносы вскоре увеличились до 25 %. В
конце концов он приказал членам передать ему все, чем они владели. Рабочая нагрузка также
становилась все более напряженной. Грейс Стоуэн так вспоминает этот постепенный процесс:
«Никогда ничего не делалось резко. Поэтому Джиму Джонсу и удалось так многое. Вы медленно
уступали и сносили все большее и большее, все делалось постепенно. Это было так поразительно, что
|