я иногда останавливалась и спрашивала себя: «Как же я докатилась до жизни такой? Ведь теперь я
повязана по рукам и ногам». Но потом думала: «Раз уж зашла так далеко, так какая теперь
разница?»» (Conway & Siegelman, 1979, p. 236).
Слагаемые убедительности
Можно проанализировать, как происходит процесс убеждения в сектах, если прибегнуть к
факторам, которые мы уже обсудили в главе 12: кто сказал (коммуникатор), что сказал (сообщение) и
кому сказал (аудитории).
Коммуникатор
Преуспевающая секта имеет харизматического лидера именно он притягивает и направляет
остальных членов секты. Как и в экспериментах, изучающих процесс убеждения, надежным считается
тот коммуникатор, кого аудитория воспринимает как человека компетентного и заслуживающего
доверия, например такого, как «отец» Мун.
По рассказам бывших членов «Народного Храма», Джим Джонс, чтобы повысить доверие к себе,
устраивал «сеансы ясновидения». Все делалось очень просто: впервые появившихся в секте просили
назвать себя, когда они входили в церковь перед службой. Затем один из помощников звонил этому
человеку домой и говорил: «Добрый день! Мы проводим опрос. Вы не ответите на несколько
вопросов?» А во время службы, как вспоминает один из бывших сектантов, Джонс называл имя неофита
и говорил:
«Вы меня когда-нибудь видели прежде? Так вот, вы живете там-то и там-то, у вас такой-то
номер телефона, в вашей гостиной стоит такая-то мебель, а на вашем диване такие-то подушки... А
теперь припомните, был ли я когда-нибудь у вас дома?» (Conway & Siegelman, 1979).
На то, насколько легко убедить человека, влияет еще один фактор его доверчивость.
Исследователь культового поклонения Маргарет Зингер (Margaret Singer, 1979) отмечала, что молодые
люди из среднего социального класса более уязвимы, потому что более доверчивы. У них нет ни
«уличной хватки» молодежи из низших классов (которая знает, как противостоять такому
«приставанию»), ни настороженности молодежи из высшего класса (которую с детских лет пугали
киднеппингом). Многие члены сект были вовлечены туда своими друзьями или родственниками то
есть людьми, которым они доверяли (Stark & Bainbridge, 1980).
Сообщение
Для людей одиноких или находящихся в состоянии депрессии, живые эмоциональные призывы
и то тепло и одобрение, которыми окружают их в группе, могут быть, безусловно, привлекательны.
Доверься наставнику, влейся в семью. Мы знаем ответ, мы знаем «истинный путь». Такое сообщение
повторяется по разным каналам: во время проповедей, обсуждений в малых группах или при прямом
социальном давлении.
Аудитория
Новообращенные зачастую молоды им, как правило, нет и 25, то есть они все еще находятся в
том периоде жизни, когда относительно открыты для всего нового, когда установки и ценности еще не
успели стабилизироваться. Лишь малая часть последователей Джима Джонса были людьми
малообразованными, которым нравилась его простота в обращении и было трудно его оспаривать.
Большую же часть его аудитории составляли образованные представители среднего класса, которые,
увлекшись идеей, не замечали противоречий между словами и делами тех, кто проповедует
самоотверженность, а практикует жадность, кто притворяется заботливым, а ведет себя крайне
бездушно.
|