Потенциальные новобранцы это зачастую те, кто находится на одном из поворотных
моментов своей биографии, переживает личный кризис, безработицу или оторванность от семьи. Все
эти люди в чем-то нуждаются, и секта предлагает им помощь (Singer, 1979; Lofland, 1965). Поэтому
времена социальных и экономических потрясений особенно благоприятны для любого «аятоллы» или
«отца», который может придать наглядный и простой смысл любым жизненным неурядицам (O'Dea,
1968; Sales, 1972).
Групповые эффекты
Секты могут служить иллюстрацией для темы, рассматриваемой в нескольких последующих
главах: силы группового влияния при формировании взглядов и поведения своих членов. Секта обычно
отрывает своих последователей от их прежней системы социальной поддержки и вовлекает их в
изолированное сообщество. В этом случае происходит то, что Родни Старк и Уильям Бейнбридж
(Rodney Stark & William Bainbridge, 1980) называют «социальным коллапсом»: внешние связи становятся
все слабее и слабее, и наконец группа полностью отгораживается от внешнего мира и ее члены
начинают общаться исключительно друг с другом. Оторванные от семьи и друзей, люди обычно теряют
способность к критическому мышлению. Единственной реальностью для них становится жизнь группы.
Поэтому секта не одобряет и даже карает всякое проявление несогласия, а видимость единодушия
помогает людям игнорировать любые сомнения.
Маршалл Эплуайт и Бонни Лу Неттлз (умершая от рака в 1985 году) сначала организовали свою
собственную группу из двух человек. Они подкрепляли анормальное мышление друг друга. Наблюдался
феномен, который психиатры называют folie a deux, что в переводе с французского означает «безумие
двоих». Когда к ним присоединились другие люди, социальная изоляция группы способствовала
развитию еще более специфического мышления. Как показывают дискуссии, ведущиеся в Интернете на
тему эзотерических теорий (кстати, секта «Врата Рая» очень успешно вербовала себе новых членов по
Интернету), виртуальные группы также могут благоприятствовать развитию паранойи.
Вопреки представлениям о том, что члены секты превращаются в бездумных роботов, сила
методов, применяемых там, ужесточения норм поведения, процесса убеждения и групповой
изоляции не беспредельна. «Церковь Единения» вовлекает в свои ряды менее 10 % из тех, кто
посещал ее сборища (Ennis & Verrilli, 1989). Большинство присоединившихся к «Вратам Рая» покинули
секту до «судьбоносного дня освобождения от оболочки». Дэвид Кореш устанавливал свою власть,
сочетая убеждение, запугивание и насилие. Когда Джим Джонс начал ужесточать свои требования, ему
также пришлось все чаще и чаще прибегать к запугиванию. Он угрожал расправой потенциальным
отступникам, подвергал избиению непокорных и применял наркотики для нейтрализации
инакомыслящих. Под конец он занимался «выкручиванием рук» не меньше, чем «промыванием мозгов».
В методах воздействия, применяемых в сектах, можно найти много общего с приемами,
практикующимися в знакомых нам группах. Например, члены университетских клубов сообщают, что
первоначальные «любовные атаки», которым подвергаются потенциальные сектанты, не так уж и
сильно отличаются от атак во время периода «ухаживания», практикующихся в их клубе. Члены клуба
окружают будущих собратьев особым вниманием и заботой. Во время испытательного срока
новобранцы по возможности изолируются от своих друзей, не вступающих в тот же клуб. Новички
тратят массу времени на изучение истории и правил данной группы; ради своей группы они готовы
пойти на многое. Поэтому неудивительно, что в результате группа, как правило, получает
новоиспеченного энтузиаста, разделяющего общие убеждения.
Многое из сказанного выше верно и для тех психотерапевтических сообществ, члены которых
стараются противостоять пагубной привычке злоупотребления алкоголем или наркотиками. Подобно
религиозным сектам, ревностные члены группы взаимопомощи формируют плотный «социальный
кокон», исповедуют строгие убеждения и оказывают глубокое влияние на поведение своих собратьев
(Galanter, 1989, 1990).
Я выбрал в качестве примера университетские клубы и группы взаимопомощи не для того, чтобы
дискредитировать их, а для иллюстрации двух заключительных замечаний. Во-первых, если мы будем
|