если отсутствует боязнь оценки или отвлечение внимания. Например, вкусы людей в отношении
цветовой гаммы становятся более четко выраженными, если им приходится выносить свои суждения в
присутствии других (Goldman, 1967). В таких заданиях не существует «правильных» и «неправильных»
ответов, которые могли бы как-то оцениваться наблюдателями, поэтому нет повода беспокоиться об их
реакции.
Подобный эффект усиления реакции встречается также у животных, которые, по-видимому, не
могут сознательно тревожиться о том, как их оценивают другие. Это наводит на мысль о наличии
врожденного механизма социального возбуждения, присущего большинству животных. Возвращаясь к
разговору о людях, можно упомянуть, что многие из тех, кто бегает трусцой, отмечают особый прилив
сил, когда бегут с кем-то вместе, даже если при этом никто ни с кем не соревнуется и никто никого не
оценивает.
Настал самый подходящий момент для того, чтобы напомнить о задачах любой теории. Хорошая
теория является научной «стенографией»: она упрощает и резюмирует множество наблюдений. Теория
социальной фасилитации с этим справляется. Она дает простое обобщение множества
экспериментальных наблюдений. Хорошая теория должна также давать четкие прогнозы, которые: 1)
помогут подтвердить или модифицировать теорию; 2) укажут новые направления исследований; 3)
предложат теории практическое применение. Теория социальной фасилитации (которая утверждает, что
присутствие других возбуждает людей и что это возбуждение усиливает доминирующую реакцию): 1)
подтверждается; 2) дает новую жизнь долгое время дремавшей области исследований. А как насчет
третьего пункта: 3) предлагает ли данная теория какое-то практическое применение?
Поиск возможностей прикладного применения обычно последняя фаза научного
исследования. Изучая социальную фасилитацию, исследователи пока уделяли этому вопросу мало
внимания. Но мы могли бы сами высказать несколько догадок о возможном практическом применении.
Во многих современных офисных зданиях отдельные комнаты заменяются одним большим открытым
помещением, разделенным невысокими перегородками. Не произойдет ли так, что благодаря
осведомленности о присутствии других повысится уровень выполнения хорошо знакомых заданий, но
пострадает творческое мышление при решении сложных задач? Можете ли вы сами придумать другие
приложения этой теории?
Понятия для запоминания
Боязнь оценки (Evaluation facilitation) обеспокоенность тем, как нас оценивают окружающие.
Содеятели (Co-actors) группа людей, работающих одновременно, но индивидуально,
выполняя работу, не предполагающую соперничества.
Социальная фасилитация (Social facilitation) 1) первоначальное значение тенденция,
побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задания в присутствии других; 2)
современное значение усиление доминирующих реакций человека в присутствии других людей.
Глава 15. Разделенная ответственность
Равняется ли суммарное усилие команды по перетягиванию каната из восьми человек сумме
максимально возможных усилий участников? Если нет, то почему? И какого индивидуального вклада
можно ожидать от членов рабочих групп?
Социальная фасилитация проявляется в том случае, когда люди стремятся к достижению
индивидуальных целей и когда их усилия, будь то сматывание рыболовной лески или решение
арифметических задач, могут быть оценены индивидуально. Такое часто случается в повседневных
ситуациях, но только не в тех, где люди объединяют свои усилия для достижения общей цели, но не
отвечают за совместный результат индивидуально. Примером служит команда по перетягиванию
каната. Организованный совместный заработок когда выручка от распродажи конфет направляется на
оплату экскурсии для всего класса еще один пример подобной ситуации, равно как и учебный проект,
|