остановиться, они ощущали взаимную поддержку и не подозревали, что за ними наблюдают. Таким
образом, они попали под власть ситуации, забыв о привычных нормах поведения.
Всегда ли гарантированная анонимность высвобождает наши худшие инстинкты? К счастью, нет.
Прежде всего следует отметить, что ситуации, в которые были поставлены испытуемые во время
большей части описанных выше экспериментов, имели явно выраженные антисоциальные черты.
Роберт Джонсон и Лесли Даунинг (Robert Johnson & Leslie Downing, 1979) указывали на то, что в
эксперименте Зимбардо жестокость могла быть спровоцирована костюмами ку-клукс-клана. В одном из
поставленных экспериментов в университете Джорджии испытуемые женщины, перед тем как наносить
удары током, надевали халаты медсестер. Когда женщины в таких халатах выступали как анонимы, они
проявляли меньше агрессивности по отношению к жертве, чем когда подчеркивались их имена и
индентификационные данные. Очевидно, в ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает
себе отчет в своих действиях и становится более восприимчивым по отношению к ситуационным
намекам как негативным (костюм ку-клукс-клановца), так и позитивным (халат медсестры). Чувствуя
альтруистские намеки, деиндивидуализированные люди жертвуют даже больше денег, чем тогда, когда
их имена оглашаются (Spivey & Prentice-Dunn, 1990).
Это помогает объяснить, почему ношение униформы черного цвета которая традиционно
ассоциируется со злом и смертью и которую носили средневековые палачи, Дарт Вейдер и воины
ниндзя дает эффект, противоположный эффекту от ношения одежды медсестры. Марк Франк и Томас
Джилович (Mark Frank & Thomas Gilovich, 1988) сообщают, что с 1970 по 1986 год спортивные команды с
черной формой (в первую очередь Los Angeles Raiders и Philadelphia Flyers) постоянно находились на
первых местах в Национальной футбольной и хоккейной лиге по числу полученных взысканий.
Последующие лабораторные эксперименты установили, что ношение простого черного свитера уже
может спровоцировать человека на более агрессивные действия.
Возбуждающие и отвлекающие занятия
Взрывам агрессии в больших группах зачастую предшествуют малозначительные акции, которые
возбуждают и сбивают с толку. Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно для того,
чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание. Очевидец из секты
Муна вспоминает, как скандирование «чу-чу-чу» помогало деиндивидуализации:
«Все братья и сестры взялись за руки и начали кричать с нарастающей силой: чу-чу-чу, Чу-Чу-
Чу, ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЯА! ЯА! ПАУ! Это действо объединило нас в группу, как если бы мы загадочным
образом совместно пережили нечто важное. Власть «чу-чу-чу» испугала меня; но она же дала мне
ощущение комфорта. После освобождения от накопленной энергии мы чувствовали себя совершенно
расслабленными» (Zimbardo & others, 1977).
Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1976, 1979) показали, что такие акции, как кидание камней
и хоровое пение, могут подготавливать почву для более необузданного поведения. Есть
самоподкрепляющееся удовольствие в том, чтобы совершать импульсивные действия и при этом
наблюдать, как окружающие делают то же самое. Видя, что другие делают то же самое, мы полагаем, что
они чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах (Orive, 1984). Импульсивные
групповые акты захватывают наше внимание. Когда мы возмущаемся действиями арбитра, мы не
думаем о наших ценностях, мы реагируем на непосредственную ситуацию. Позднее, когда мы
задумываемся о том, что сделали или сказали, нам иногда бывает стыдно. Иногда. Но порой мы сами
ищем возможности деиндивидуализироваться в группе: на дискотеке, на войне, в уличных беспорядках
везде, где можно предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить единение с окружающими.
Ослабленное самосознание
Групповые переживания, ослабляющие самосознание, имеют тенденцию рассогласовывать
поведение и установки. Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1980), а также Стивена Прентис-Данна и
|