Гарантия анонимности
Можно ли быть уверенным, что разительный контраст между Бронксом и Пало-Альто
объясняется большей анонимностью в Бронксе? Абсолютной уверенности в этом нет. Но зато можно
поставить соответствующие эксперименты, чтобы убедиться, действительно ли анонимность снимает
запреты с поведения людей. В одном из экспериментов Зимбардо (Zimbardo, 1970) попросил женщин из
Нью-Йоркского университета надеть одинаковые белые халаты и колпаки, похожие на одеяние ку-клукс-
клана (рис.16-1). Получив указание нанести жертве удар током, эти испытуемые держали палец на
кнопке в два раза дольше, чем те, у кого можно было разглядеть лицо и большую бирку с именем.
Рис. 16-1. Испытуемые, чьи лица скрыты под маской, наносят более сильные удары током
беззащитной жертве, чем те, кого можно идентифицировать.
Группа исследователей под руководством Эда Динера (Ed Diener, 1976) изобретательно
продемонстрировала, что происходит, когда участникам группы гарантируется полная анонимность. В
канун Хэллоуина было установлено наблюдение за 1352 детьми из Сиэтла, ходившими по домам с
традиционным «trick or treat». [Угощайте, а не то подшутим над вами. Род колядования. (Прим.
переводчика)]
В 27 домах различных районов города детей, приходящих поодиночке или в группе, поджидали
экспериментаторы. Хозяин приветливо приглашал гостей в дом и предлагал взять «каждому по одной
шоколадке», после чего выходил из комнаты. Скрытые наблюдатели установили, что дети в группе
брали лишнюю шоколадку в два с лишним раза чаще, чем те, кто заходил поодиночке. Точно так же дети,
остававшиеся анонимами, в два с лишним раза были более склонны к обману по сравнению с детьми, у
которых выясняли их имя и адрес. Эти примеры демонстрируют, что степень честности во многом
зависит от ситуации. Как показано на рис. 16-2, в том случае, когда растворенность в группе сочеталась
с гарантией анонимности, дети брали лишнюю шоколадку чаще всего.
[Нарушители, Идентифицированные, Анонимные, Индивидуально, В группе]
Рис. 16-2. Дети более склонны брать лишнюю шоколадку, когда находятся в группе, когда
выступают как анонимы и особенно тогда, когда они деиндивидуализированы и тем и другим (данные
из Diener & others, 1976).
Подобные эксперименты заставили меня заинтересоваться эффектом ношения униформы.
Готовясь к сражению, воины некоторых племен деперсонализируют себя: раскрашивают лицо и тело
или надевают специальные маски (подобно ярым фанатам спортивных команд). Также известно, что в
одних культурах врагов, оставшихся в живых после победы, принято убивать, мучить и калечить; в
других пленных просто отправляют в тюрьмы. Роберт Уотсон (Robert Watson, 1973) скрупулезно
изучил антропологические данные и обнаружил, что культуры, в которых воины деперсонализированы,
это и есть те самые, где жестоко расправляются с пленными. Одетые в форму сотрудники лос-
анджелесской полиции, которые избили Родни Кинга, были рассержены его вызывающим отказом
|