1978; McGuire & others, 1979) просили детей «рассказать о себе», те чаще всего упоминали свои
отличительные черты. Родившиеся за границей чаще других называли место рождения. Рыжие чаще
брюнетов и блондинов говорили о цвете волос. Чрезмерно худые или тучные чаще сообщали свой вес.
Дети из национальных меньшинств указывали свою национальность. Сходным образом мы начинаем
более остро осознавать свою половую принадлежность, когда находимся среди представителей
противоположного пола (Cota & Dion, 1986).
Все дело в том, говорит Мак-Гуайр, что «каждый осознает себя тем и настолько, в чем и
насколько он отличается от других». Поэтому «если я, черная женщина, нахожусь в группе белых
женщин, я ощущаю себя в первую очередь черной; если же я оказываюсь в группе черных мужчин, цвет
моей кожи теряет значение и я ощущаю себя прежде всего женщиной» (McGuire & others, 1978). Это
откровение позволяет понять, почему любому меньшинству свойственно осознавать свою
обособленность и остро реагировать на то, как к нему относятся представители преобладающей
культуры. Большинство, мало задумываясь о национальной принадлежности, может считать
меньшинство «сверхчувствительным». Когда я в течение года жил в Шотландии, американский акцент
выдавал во мне иностранца, и я все время помнил о своей национальной принадлежности и был
чувствителен к реакции на нее окружающих.
Когда люди двух культур почти идентичны, они все равно находят различия между собой, пусть
даже и незначительные. Любой пустяк может вызвать взаимное презрение и конфликт. Джонатан Свифт
высмеивал это в «Путешествиях Гулливера», описав войну остроконечников и тупоконечников. Разница
между ними состояла в том, что остроконечники облупливали яйца с острого конца, а тупоконечники
с тупого. В мировом масштабе трудно найти разницу между шотландцами и англичанами, хуту и тутси,
сербами и хорватами, североирландскими католиками и протестантами. Но небольшие различия могут
привести к большому конфликту (Rothbart & Taylor, 1992). Нередко соперничество становится тем
сильнее, чем в большей степени другая группа оказывается близкой к вашей собственной.
Итак, оказывается, что мы не любим слишком выделяться на фоне окружающих, при этом,
однако, все мы сходимся в желании чувствовать себя неповторимыми и подчеркивать то, в чем
заключается наша индивидуальность. Но, как показывают эксперименты, в которых оценивается
стремление людей подыгрывать самим себе, нам не все равно, в чем именно заключается наша
особенность. Мы хотим отличаться от других «в правильном направлении» не просто отличаться от
среднего, но быть лучше среднего.
Влияние меньшинства
Мы видели, что, хотя социальные ситуации нашей культуры формируют нас, мы также вносим
свой вклад в создание и выбор этих ситуаций. И хотя давление конформизма иногда пересиливает наши
собственные мнения, слишком грубое давление может стать причиной, побуждающей отстаивать свою
индивидуальность и свободу. И, несмотря на то что силы убеждения действительно очень
могущественны, мы можем оказать сопротивление попыткам убеждения например, делая
предварительные публичные заявления, предвосхищающие содержание сообщения, в котором нас хотят
в чем-то убедить. Ну и напоследок рассмотрим, как индивиды сами могут влиять на свои группы.
У истоков почти всех социальных движений стояло меньшинство, которое, оказывая влияние на
окружающих, в итоге нередко становилось большинством. «Вся история, пишет Ральф Уолдо
Эмерсон, это летопись могущества меньшинства, состоявшего порой всего лишь из одного человека».
Вспомним о Копернике и Галилее, о Мартине Лютере Кинге, о суфражистках. Американское движение
за гражданские права негров разгорелось из-за отказа одной афро-американской женщины, Розы Парке,
жительницы Монтгомери, штат Алабама, уступить свое место в автобусе. Исторические открытия в
области технологии сделаны изобретателями, которые, как правило, были в меньшинстве. Когда Роберт
Фултон строил свой пароход «Fulton's Folly», он подвергался постоянным насмешкам. «На своем пути я
так и не услышал ни одного подбадривающего слова, ни одного теплого пожелания» (Cantril & Bums-
tead, 1960).
Что же делает меньшинство убедительным? Эксперименты, проведенные Сержем Московичи в
|