исследовательской группы, приглашали жителей городка, расположенного неподалеку от Мичиганского
университета, в конференц-зал отеля для участия в «дискуссии о стандартах социальной жизни». Только
там участники узнавали, что эта дискуссия будет записываться на видеопленку по заказу большой
нефтяной компании, пытавшейся выиграть судебную тяжбу у управляющего местной заправочной
станции, который выступил против повышения цен на бензин.
В начале дискуссии практически каждый присутствующий в зале встал на сторону местного
управляющего. Надеясь убедить суд, что общественность города настроена выступить в защиту нефтяной
компании, «ее представитель» начал уговаривать одного за другим участников дискуссии высказаться за
повышение цен. Попутно он просил каждого, с кем разговаривал, подписать заявление, дающее
нефтяной компании право отредактировать видеозапись и использовать ее в суде. Время от времени
выходя из комнаты, экспериментатор давал возможность собравшимся обсудить готовящиеся
несправедливые действия и как-то отреагировать на них.
Большинство участников эксперимента восстали: они активно возражали и сопротивлялись
требованию фальсифицировать их мнения в пользу нефтяной компании. Они организовали даже
специальные группы для противодействия соответствующей акции. Планировалось, что эти группы
обратятся в газеты, к адвокатам или прямо в суд.
Устроив такой небольшой взрыв социального возмущения, исследователи выяснили, как
начинаются перевороты. Они обнаружили, что сопротивление оказывается более успешным, если оно
зарождается практически сразу. Чем дольше группа уступает несправедливым требованиям, тем труднее
ей дается последующая борьба за свободу. И как непременное условие, должен появиться лидер,
который инициировал бы процесс, открыто выражая общее недовольство.
Подобные демонстрации реактивного сопротивления убеждают нас в том, что люди не
марионетки. Социолог Питер Бергер (Peter Berger, 1963) нарисовал живописную картину:
«Мы смотрим, как марионетки танцуют, перемещаясь туда-сюда по миниатюрной сцене. Для
них, ведомых нитями кукловодов, в сценарии отведены весьма скромные роли. Мы учимся понимать
логику этого театра, но в какой-то момент нас посещает мысль: а не принимаем ли мы участие в
похожем спектакле? Занимая свое положение в обществе, мы тем самым оказываемся подвешенными
на невидимых нитях. На мгновение действительно верится, что мы такие же марионетки, как и
эти куклы. Но затем мы замечаем существенную разницу между театром марионеток и нашей
жизнью. В отличие от марионеток, мы можем прервать свой танец, осмотреться и обнаружить
механизмы, заставляющие нас двигаться. За этим поступком скрывается первый шаг к свободе.»
Борьба за свою уникальность
Вообразите себе мир тотального конформизма, где нет различий между людьми. Будет ли этот
мир сказочным раем? Если нонконформизм может вызвать дискомфорт, возникнет ли комфорт при
всеобщем подобии?
Люди испытывают дискомфорт, когда они слишком выделяются на фоне других. Но, по крайней
мере в западных культурах, они чувствуют себя несколько некомфортно и тогда, когда выглядят так же,
как все. Эксперименты С. П. Снайдера и Говарда Фромкина (С. P. Snyder & Howard Fromkin, 1980)
показали, что человеку обычно нравится чувствовать себя неповторимым. Более того, зачастую он
предпринимает конкретные действия, чтобы отстоять свою индивидуальность. В одном из
экспериментов Снайдера (1980) студенты университета Пердью верили, что десять их «самых главных
установок» либо резко отличаются, либо почти идентичны установкам 10 000 других студентов. Что
интересно, позже, когда те же самые студенты участвовали в эксперименте на конформизм, те, кто
усомнился в своей неповторимости, были более склонны проявлять нонконформизм, отстаивая
собственную индивидуальность. В другом эксперименте участники, услышав, что окружающие излагают
установки, идентичные их собственным, тут же меняли свою позицию, дабы сохранить ощущение
собственной неповторимости.
Представление о собственной уникальности проявляется также в «спонтанном восприятии самих
себя». Когда Уильям Мак-Гуайр и его коллеги из Йельского университета (McGuire & Padawer-Singer,
|