и движениях тела и потому воспринимали его «более непохожим на большинство людей», в то время
как другие наблюдатели ничего странного в нем не заметили. Чрезвычайное внимание к непохожим на
нас людям создает иллюзию, что они сильнее отличаются от окружающих, чем это есть на самом деле.
Если люди думают, что ваш IQ находится на уровне гениальности, они разглядят в вас нечто такое, что в
других случаях осталось бы незамеченным.
Находясь в окружении евро-американцев, афро-американцы часто обнаруживают людей,
реагирующих на их отличия. Многие афро-американцы жалуются, что на них часто пристально смотрят,
грубо комментируют их появление и плохо обслуживают (Swim & others, 1998). Однако иногда нам
только кажется, что другие реагируют на наши отличия, а на самом деле ничего подобного не
происходит. Исследователи Роберт Клек и Анджело Стренто (Robert Kleck & Angelo Strento) обнаружили
это, когда заставили женщин, сотрудниц университета, почувствовать себя обезображенными. Этим
женщинам объяснили, что целью эксперимента является исследование того, как окружающие
отреагируют на шрамы на их лицах. Шрам, изображенный с помощью театрального грима, был на
правой щеке, от уха до рта. Однако на самом деле цель эксперимента состояла в том, чтобы
понаблюдать, как испытуемые, ощущая собственную девиантность, будут воспринимать чужие реакции
на свой внешний вид. После наложения грима экспериментатор давал каждой участнице маленькое
ручное зеркало, чтобы она могла убедиться, что шрам смотрится как настоящий. Когда женщина
возвращала зеркало, экспериментатор прикладывал к шраму «увлажнитель», чтобы не «сошел грим». На
самом деле этот «увлажнитель» начисто смывал нарисованное.
Далее происходила душещипательная сцена. Молодая женщина, ужасно переживающая из-за
своего обезображенного лица, разговаривала с другой, не видевшей ничего, что говорило бы о каких-то
дефектах первой, и не знавшей, что до этого происходило. Если вы когда-нибудь испытывали подобные
чувства из-за своего физического недостатка, прыщей или даже неудачной прически, тогда вы
посочувствуете «обезображенным» шрамом женщинам. Они стали чрезвычайно чувствительны к тому,
как смотрят на них окружающие. Они оценили своих собеседниц как более напряженных, холодных и
снисходительных. Однако позже, когда экспериментаторы проанализировали видеозапись, они ничего
подобного не обнаружили. Осознавая свою непохожесть на других, «обезображенные» женщины
неверно истолковывали слова и жесты собеседниц, которые при иных обстоятельствах остались бы
попросту незамеченными.
Яркие примеры отличия
Когда от нас требуется вынести быстрое суждение о группе, в нашем сознании всплывают
наиболее яркие примеры. Являются ли чернокожие хорошими атлетами? «Ну, есть Бэрри Сандерс (Barry
Sanders), Венус Уильямс и Шакил О'Нил. Да, я бы сказал, что это действительно так». Обратите
внимание на то, как протекает здесь мыслительный процесс. Мы вспоминаем выдающиеся примеры и
на основе этого делаем обобщение (Sherman, 1996). Более того, встречающиеся примеры негативных
стереотипов способны усилить стереотипное восприятие и свести к минимуму контакты с данной
группой (Hendersen-King & Nisbett, 1996). Обобщение единичных случаев может создавать проблемы.
Отдельные яркие примеры, легко всплывающие в памяти, редко характеризуют целую группу людей.
Замечательные атлеты, хотя они действительно отличаются от других и лучше запоминаются, все же не
дают основания судить о степени распространения «легкоатлетического таланта» в целой группе.
Майрон Ротбарт и его коллеги (Myron Rothbart & others, 1978) продемонстрировали, как
отличительные случаи способствуют формированию стереотипов. Они показали студентам Орегонского
университета 50 слайдов, на каждом из них была отметка роста мужчины. В наборе слайдов,
показанном первой группе студентов, у десяти мужчин рост был чуть более 6 футов (до 6 футов 4
дюймов). В наборе слайдов, показанном второй группе, десять мужчин были значительно выше 6 футов
(до 6 футов 11 дюймов). Когда позднее спрашивали, у какого количества мужчин на слайдах рост выше 6
футов, студенты первой группы вспоминали от силы 5 % подобных случаев. В следующем эксперименте
студенты знакомились с описанием действий 50 мужчин. В первом варианте десять из этих мужчин
совершили преступление без применения насилия, например подлог; во втором варианте с
применением насилия, например изнасилование. Большая часть студентов, которым достался список
|