действительно запускают в действие механизмы подражания, особенно у юных зрителей, то
формирование просоциального поведения должно быть социально благотворно. К счастью, это
действительно так: телевидение и в самом деле преподает детям уроки не только дурного, но и хорошего
поведения. Сьюзан Хирольд (Susan Hearold, 1986) привела статистические данные 108 исследований, в
которых сравнивалось воздействие просмотра просоциальных и нейтральных программ. Она
обнаружила, что «если зритель просматривал просоциальные программы вместо нейтральных, то
уровень просоциальности его поведения возрастал (по крайней мере, временно) с 50 % до 74 %, то есть
его можно было уже назвать настоящим альтруистом.
Во время одного из таких исследований Линетт Фридрих и Алета Стейн (Lynette Friedrich & Aletha
Stein, 1973; Stein & Friedrich, 1972) четыре недели подряд ежедневно демонстрировали дошкольникам в
качестве программы подготовки к школе эпизоды из телесериала «Соседи мистера Роджерса» (Mister
Rogers' Neighborhood
образовательная программа, нацеленная на социальное и эмоциональное
развитие детей). В течение всего этого периода дети были более склонны сотрудничать с другими и
помогать им. При опросах, проводимых позднее, те дети, которые в свое время просмотрели четыре
телепрограммы «Мистер Роджерс», оказались способными выразить свое просоциальное настроение как
в тестах, так и в играх с куклами (Friedrich & Stein, 1975; Coates & others, 1976).
Понятия для запоминания
Катарсис (Catharsis) эмоциональная разрядка. Внутренний импульс к агрессии ослабевает,
когда человек «высвобождает» агрессивную энергию либо путем агрессивных действий, либо создавая
воображаемые картины своего агрессивного поведения.
Просоциальное поведение (Prosocial behavior) позитивное, конструктивное, социально
полезное поведение; прямая противоположность антисоциального поведения.
Глава 23. Причины конфликтов
Есть фразы, которые на разных языках произносят руководители самых разных стран. Звучат они
примерно так: «Намерения нашей страны самые мирные. Однако мы крайне обеспокоены угрозой со
стороны государств, которые испытывают все новые и новые виды оружия. Поэтому мы должны
готовиться к обороне от агрессии. Мы делаем это ради защиты наших идеалов и сохранения мира во
всем мире» (L. F. Richardson, 1969). Почти каждая страна утверждает, что заботится только о сохранении
мира, но, не доверяя другим, вооружается в целях самообороны. И вот результат: планета, где в
развивающихся странах приходится по восемь солдат на одного врача, где заготовлена 51 тысяча
ядерных боеголовок, где ежедневно тратится по два миллиарда долларов на вооружение и содержание
армии (Sivard, 1996).
Элементы такого конфликта (воспринимаемого как несовместимость поступков или целей)
наблюдаются на всех уровнях: у наций, участвующих в гонке вооружений, у воюющих с мусульманами
боснийских сербов, у рабочих, требующих повышения жалованья, у ссорящейся супружеской четы.
Давайте рассмотрим эти элементы.
Социальные дилеммы
Многие проблемы, в наибольшей степени угрожающие человечеству в будущем: ядерные
вооружения, парниковый эффект, загрязнение окружающей среды, перенаселенность, истощение
природных ресурсов возникают тогда, когда люди следуют лишь эгоистическим интересам своих
групп, что, по иронии судьбы, идет во вред общим интересам. Возможно, каждый думает примерно так:
«Очистительные устройства обойдутся мне очень дорого. С другой стороны, от моих отходов большого
вреда не будет». Все остальные думают точно так же, а в результате воздух и вода отравлены.
|