Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 264 
Next page End  

магистралями, или снижают на них проездные тарифы.
Апелляция к альтруистическим нормам
Когда сотрудничество со всей очевидностью ведет к общему благу, полезно бывает апеллировать
к нормам социальной ответственности (Lynn & Oldenquist, 1986). Например, когда люди верят, что
общественный транспорт поможет сэкономить время, они скорее будут пользоваться именно им, тем
более если к тому же верят, что при этом снижается загазованность атмосферы (Van Vugt & others, 1996).
В борьбе за гражданские права многие демонстранты, не задумываясь, готовы пострадать за интересы
большей группы, подвергаясь нападкам, избиениям и тюремному заключению. Во время войны люди
приносят огромные личные жертвы ради своей группы. По словам Уинстона Черчилля, летчики
Королевских воздушных сил показали себя во время войны настоящими альтруистами. Многие люди
обязаны своей жизнью тем, кто ринулся в битву, осознавая при этом, что существует большая
вероятность из нее не вернуться.
Итак, мы можем свести к минимуму деструктивные ловушки социальных дилемм, если
установим правила, регулирующие эгоистическое поведение; сохраним малый размер групп; позволим
людям общаться; изменим правила игры, сделав сотрудничество более выгодным; будем апеллировать к
нормам альтруизма.
Конкуренция
Враждебность часто возникает, когда группы конкурируют между собой из-за работы или жилья.
Когда интересы сталкиваются, разгораются конфликты.
Но верно ли, что сама по себе конкуренция провоцирует вражду? Реальные жизненные ситуации
так сложны, что трудно быть в чем-то уверенным. Если конкуренция действительно ответственна за
возникновение конфликтов, тогда такие ситуации можно спровоцировать в эксперименте. Чтобы
выяснить, так это или не так, можно поставить следующий эксперимент: случайным образом разделить
людей на две группы, заставить их соревноваться за ограниченные ресурсы и посмотреть, что
произойдет. Именно так и поступили Музафер Шериф (Muzafer Sherif, 1966) и его коллеги, когда
проводили ряд экспериментов, участниками которых были одиннадцати-двенадцатилетние мальчики.
На эти эксперименты Шерифа вдохновили его собственные юношеские переживания. Греческие войска
вторглись в его родную турецкую провинцию в 1919 году.
«Они стали убивать людей направо и налево. [Это] произвело на меня неизгладимое
впечатление. С того времени я начал интересоваться вопросом, почему между людьми могут
происходить такие, казалось бы, немыслимые вещи... Мне захотелось узнать, какая из наук может
объяснить подобное варварство в отношениях между группами» (Цит. по: Aron & Aron, 1989).
Изучив социальные корни такого варварства, Шериф воспроизвел выявленные им предпосылки
в летних лагерях для подростков. В одном из экспериментов он разделил 22 незнакомых между собой
мальчика из Оклахомы на две группы, отвез их в бойскаутский лагерь на разных автобусах и поселил в
бараках примерно в полумиле друг от друга. Почти неделю каждая из групп не подозревала о
существовании другой. Сотрудничая в разных делах: готовя еду, хозяйничая по лагерю, ремонтируя
купальню и строя переправы, — каждая из групп вскоре тесно сплотилась. Они придумали себе
названия: «Гремучие змеи» и «Орлы». Как символ их близости на одном из бараков появилась вывеска
«Дом родной».
Групповая идентичность таким образом была установлена. Пришло время спровоцировать
конфликт. В конце первой недели «Гремучие змеи» обнаружили «Орлов» на «своем» бейсбольном поле.
Когда персонал лагеря предложил устроить между двумя группами турнир с различными видами
соревнований (игрой в бейсбол, перетягиванием каната, проверкой бараков, поиском кладов и т. д.), обе
команды отреагировали на это предложение с большим энтузиазмом. Соревнование было из серии «или
все выиграл, или все проиграл». Все призы (медали, ножи) должны были достаться победителю
турнира.
Hosted by uCoz