игре в свою пользу заставляет отдельных личностей и группы гордиться своими добрыми делами и
уклоняться от ответственности за дурные деяния, не давая таких преимуществ другим людям. Тенденция
к самооправданию еще больше склоняет людей к тому, чтобы отрицать вред от своих дурных поступков,
которые невозможно сбросить со счета. Благодаря фундаментальной ошибке атрибуции каждая из
сторон рассматривает враждебность другой стороны как отражение ее порочного характера. Далее
человек фильтрует информацию и интерпретирует ее так, чтобы она соответствовала его
предубеждениям. Группы часто поляризуют свои тенденции к игре в свою пользу, самооправданию и
предубеждениям. Один из симптомов группомыслия
воспринимать свою собственную группу как
нравственную и сильную, а противников как злонамеренных и слабых. Террористические акты
являются для большинства людей бессмысленной жестокостью, но для некоторых это «священная
война». Несомненно, сам факт пребывания в группе приводит к предпочтению своей группы. А
негативные стереотипы, однажды сформировавшись, часто вызывают сопротивление тому, что
доказывает обратное.
Так что нас скорее не удивляет, а лишь огорчает открытие, что участники конфликта формируют
искаженные образы друг друга. Даже способы этих искажений предсказуемы.
Зеркальное восприятие
Смещения восприятия у тех, кто участвует в конфликте, на удивление взаимны. Обе стороны
конфликта сходным образом приписывают себе одни лишь добродетели, а противникам сплошные
пороки. Когда американский психолог Ури Бронфенбреннер (Urie Bronfenbrenner, 1961) в 1960 году
посетил Советский Союз и разговаривал там со многими простыми людьми, он с удивлением услышал
от них те же самые слова об Америке, которые американцы говорили о Советах. Русские считали, что
правительство США состоит из агрессивных милитаристов, что оно эксплуатирует и угнетает
американский народ, что в дипломатических отношениях ему нельзя доверять. «Медленно и болезненно
до человека доходит, что искаженное восприятие Америки русскими, как зеркальное отражение,
походит на наше восприятие России», заключает Бронфенбреннер.
Когда две стороны имеют противоречивые восприятия, по меньшей мере одна из них
воспринимает другую неправильно. «Подобное искажение в восприятии, замечает Бронфенбреннер,
это психологический феномен, не имеющий аналогов по трагичности последствий... так как для него
характерно такое представление, которое самоподтверждается». Если А ожидает от Б враждебного к себе
отношения, А может обращаться с Б так, что Б выполнит ожидания А, замкнув тем самым порочный
круг. Мортон Дойч (Morton Deutsch, 1986) разъясняет:
«Вы услышали лживую сплетню, будто ваш друг говорит о вас нелицеприятные вещи; вы
пренебрежительно с ним обходитесь; и тогда он действительно начинает плохо отзываться о вас,
подтверждая ваши ожидания. Сходным образом, если политики Востока и Запада верят, что дело
идет к войне и кто-то из них пытается повысить свою безопасность перед лицом противника,
реакция противника станет оправданием этого начального шага.»
Негативное зеркальное восприятие стало препятствием для мира во многих случаях:
- Обе стороны в арабо-израильском конфликте настаивали на том, что «они» хотели всего лишь
обеспечить свою безопасность и защитить свою территорию, в то время как «те, другие» хотели их
уничтожить и захватить их земли (Heradstveit, 1979; R. К. White, 1977). При таком глубоком недоверии
переговоры вести крайне затруднительно.
- Хантер и его коллеги (J. A. Hunter & others, 1991) показали католическим и протестантским
студентам Североирландского университета Ольстера видеозаписи нападения протестантов на
католические похороны, а также нападения католиков на протестантские. Большинство студентов
приписали нападение противоположной стороны ее «кровожадным» мотивам, а атаку своих объясняли
возмездием или самозащитой.
- Мусульмане и индуисты в Бангладеш демонстрируют точно такое же пристрастное отношение к
своей группе (Islam & Hewstone, 1993).
|