Деструктивность зеркального восприятия проявляется в конфликтах и между малыми группами и
между отдельными людьми. Как мы видели в дилеммных играх, обе стороны могут утверждать: «Мы
хотим сотрудничать. Но их отказ от сотрудничества вынуждает нас предпринять защитные меры». При
опросе руководителей предприятий Кеннетом Томасом и Луи Понди (Kenneth Thomas & Louis Pondy,
1977) в ответ на просьбу описать недавно случившийся серьезный конфликт только 12 % руководителей
отметили, что противоположная сторона была готова к сотрудничеству; 74 % считали, что сами они
стремились к сотрудничеству, а те, другие, нет. Используемая лексика при этом была такова: сами
руководители «предлагали», «сообщали» и «рекомендовали», а те, другие, «требовали», «отвергали все,
что бы мы ни предлагали» и «от всего отказывались».
Групповые конфликты часто порождаются иллюзией, будто бы главный лидер противников
имеет злые намерения, но его люди хотя ими управляют и манипулируют в сущности, «за нас».
Такое представление «злонамеренный лидер хороший народ» было характерно и для русских и для
американцев во время холодной войны. «Американские люди хорошие, просто у них очень плохое
правительство», объяснял один багдадский бакалейщик после бомбардировки его страны в 1998 году
(Kinzer, 1998).
Еще один вид зеркального восприятия гиперболизация позиции противника. Люди с
противоположными взглядами на некоторые проблемы, например аборты или смертную казнь,
зачастую различаются меньше, чем им кажется. Каждая из сторон переоценивает радикальность чужих
взглядов, полагая, что ее убеждения следуют из фактов, в то время как «их» убеждения продиктованы
«их» интерпретацией фактов (Keltner & Robinson, 1996; Robinson & others, 1995). Из таких преувеличений
произрастают культурные войны. Ралф Уайт (Ralph White, 1996) высказывает мнение, что сербы начали
войну в Боснии отчасти из-за преувеличенного страха относительно секуляризованности боснийских
мусульман, утверждающих, что их несправедливо связывают со средневосточным исламским
фундаментализмом и фанатичным терроризмом.
Изменение восприятия
Коль скоро искажения восприятия сопровождают конфликт, то, значит, они должны появляться
и исчезать по мере того, как конфликт разгорается и гаснет. Так и происходит, причем с поразительной
легкостью. Тот же самый процесс, который создает образ врага, может инвертировать этот образ, когда
враг становится союзником. Так «кровожадные, жестокие и вероломные японцы» времен Второй
мировой войны в восприятии американцев (Gallup, 1972) и американских средств массового вещания
вскоре превратились в «наших интеллигентных, трудолюбивых, дисциплинированных и
изобретательных союзников». А «наши советские союзники» по Второй мировой войне вскоре
превратились в «воинственных и вероломных».
Немцы, которых американцы в период двух мировых войн сначала ненавидели, затем
восхищались ими, а потом снова ненавидели, вновь стали предметом восхищения, по-видимому, более
не обремененные тем, что ранее считалось жестокостью национального характера. В то время, когда
Ирак воевал с Ираном (хотя одновременно он применял химическое оружие и осуществлял геноцид
своих же курдов), его поддерживали многие страны. Враг нашего врага наш друг. Но как только Ирак
закончил войну с Ираном и вторгся в нефтеносный Кувейт, действия Ирака неожиданно стали
«варварскими». Очевидно, образы наших врагов не только оправдывают наши поступки, но и с
необыкновенной легкостью варьируются.
Степень искажения восприятия во время конфликта является отрезвляющим напоминанием о
том, что людям не обязательно быть безумными или патологически злобными, чтобы сформировать
извращенный образ своих противников. Во время конфликта с другой страной, с другой группой либо
просто с соседями или родителями мы с легкостью воспринимаем искаженный образ, который
позволяет нам считать свои собственные мотивы и поступки безоговорочно положительными, а
поступки и мотивы наших противников воистину дьявольскими. У наших противников обычно
формируется зеркальное восприятие нас самих. Таким образом, попавшись в ловушку социальной
дилеммы, конкурируя из-за ограниченных ресурсов или ощущая несправедливость по отношению к себе,
|