Navigation bar
  Print document Start Previous page
 221 of 264 
Next page End  

вместе принимают решения и наслаждаются жизнью.»
Понятия для запоминания
Взаимность самораскрытия (Disclosure reciprocity) тенденция к обоюдной откровенности при
доверительном разговоре.
Двухфакторная теория эмоций (Two-factor theory of emotion) возбуждение + ярлык = эмоция
(Эмоциональные переживания есть продукт психологического возбуждения и того, какой когнитивный
ярлык мы присваиваем этому возбуждению.)
Любовь-дружба (Companionate love) чувство, которое мы испытываем к человеку, жизнь
которого тесно переплетена с нашей собственной.
Самоконтроль (Self-monitoring) наблюдение за самим собой в различных социальных
ситуациях и старание вести себя так, чтобы произвести желаемое впечатление.
Самораскрытие (Self-disclosure) раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим
человеком.
Справедливое распределение (Equity) условия, при которых «доход» каждого участника
взаимоотношений пропорционален его «вкладу». Обратите внимание на то, что справедливость в
данном случае отнюдь не означает постоянно равного «дохода».
Страстная любовь (Passionate love) состояние сильного влечения к союзу с другим человеком.
Страстные любовники растворяются друг в друге, испытывают восторг, добившись любви своего
партнера, и становятся безутешными, когда ее теряют.
Глава 27. Когда мы помогаем другим?
Возвращаясь домой в три часа утра 13 марта 1964 года, у самого входа в многоквартирный дом,
расположенный в нью-йоркском районе Квинз, хозяйка бара Китти Дженовезе подверглась нападению
вооруженного ножом насильника. Пронзительные, полные ужаса крики с мольбой о помощи: «О Боже,
он ударил меня ножом! Ради Бога, помогите мне! Помогите!» — разбудили 38 ее соседей. Многие из них
подошли к окнам и наблюдали за тем, как в течение 35 минут Китти пыталась вырваться из рук
преступника. И до тех пор, пока нападавший не скрылся, никто из соседей так и не удосужился вызвать
полицию. Вскоре после приезда полицейских женщина умерла.
Элеанор Брадли отправилась в магазин за покупками, случайно упала и сломала ногу. В
полубессознательном состоянии, страдая от боли, она умоляла оказать помощь. В течение 40 минут
мимо шли потоки покупателей. В конце концов один таксист все же помог ей добраться до врача (Darley
& Latane, 1968).
Сильнее всего в этих примерах шокирует не то, что несколько человек не оказали пострадавшему
помощи, а то, что безучастными оказались практически 100 % свидетелей происходящего. Но почему?
Неужели и вы, и я в аналогичной ситуации поступили бы также? Или мы бы стали героями, как Эверетт
Сандерсон? Уже слыша шум и видя огни приближающегося поезда нью-йоркской подземки, Эверетт
Сандерсон спрыгнул на рельсы, чтобы спасти четырехлетнюю Мишель де Джезус, упавшую с
платформы. За считанные секунды до подхода поезда Сандерсон забросил девочку в толпу, стоявшую
наверху. Поезд уже был на станции, когда сам он попытался вспрыгнуть на платформу. Первая попытка
оказалась неудачной. И только в самый последний момент стоявшим на платформе удалось вытащить
Сандерсона (Young, 1977).
Или вспомним Дорогу праведников на холме в Иерусалиме, вдоль которой высажено 800
деревьев. Под каждым деревом лежит плита с именем европейского христианина, спасшего жизнь
одного или нескольких евреев во время нацистского холокоста. Эти «праведные иноверцы» знали, что в
случае обнаружения беглецов они, согласно нацистским законам, подвергаются не меньшей опасности,
чем те, кого укрывают. И все-таки многие шли на такой риск (Hellman, 1980; Wiesel, 1985).
Менее драматических актов утешения, заботы и помощи предостаточно: не требуя ничего взамен,
Hosted by uCoz