Navigation bar
  Print document Start Previous page
 222 of 264 
Next page End  

люди показывают дорогу, вносят денежные пожертвования, сдают кровь, тратят свое время. Почему и
когда люди совершают альтруистические поступки? И что следует сделать, чтобы уменьшить
безразличие? Таковы основные вопросы, которые рассматриваются в этой главе.
Альтруизм это эгоизм наоборот. Альтруист оказывает помощь даже тогда, когда ничего не
предлагается взамен да и ожидать ничего не приходится. Классической иллюстрацией этого является
притча Иисуса о добром самаритянине:
«...некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с
него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою
дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, и прошел
мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и, подошедши перевязал
ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостинницу, и позаботился о
нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостинницы и сказал ему:
«позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Евангелие от Луки,
10:30-35).
Самаритянин проявляет чистый альтруизм. Исполненный чувства сострадания, он отдает
совершенно незнакомому ему человеку свое время, силы и деньги, не ожидая ни вознаграждения, ни
благодарности.
Почему мы помогаем другим?
Чем мотивирован альтруизм? Одно из объяснений альтруизма дает теория социального
обмена, в которой говорится о том, что мы помогаем после того, как проведем анализ «издержки
вознаграждение». Цель взаимовыгодного обмена — свести расходы к минимуму, а вознаграждение — к
максимуму. Когда проходит кампания по сдаче крови, мы прикидываем, что перевесит: потери
(неудобство и дискомфорт) или выгода (социальное одобрение и благородные чувства). Если выгода
перевешивает, мы помогаем.
Вы можете неодобрительно возразить: теория социального обмена приписывает альтруизму
сплошь эгоистические мотивы. По ней получается, что оказание помощи на самом деле акт далеко не
альтруистский; мы просто его так называем, если выгода не слишком бросается в глаза. Зная, что люди
помогают только для того, чтобы облегчить свою вину или получить социальное одобрение, едва ли мы
посчитаем, что они совершают нечто героическое.
Иногда люди с детства проявляют способность к эмпатии. Они испытывают страдания, когда
видят, что рядом страдает другой, и облегчение, когда видят, что эти страдания заканчиваются.
Любящие родители горюют и радуются вместе с детьми. Способность к эмпатии совершенно
отсутствует у тех, кто склонен к жестокости (Miller & Eisenberg, 1988). Хотя действительно помощь
иногда оказывается с целью получить вознаграждение или облегчить вину, эксперименты показывают,
что чаще имеет место просто желание сделать добро другому человеку и получить удовлетворение
только от этого (Batson, 1991). При проведении экспериментов люди чаще оказывали помощь тогда,
когда верили, что она действительно дойдет до адресата; при этом людям вовсе не обязательно было
знать, кому конкретно они помогают.
Социальные нормы также побуждают оказывать помощь. Они предписывают, как нам следует
себя вести в том или ином случае. Мы также помним о нормах социальной ответственности о том,
что мы должны помогать тем, кто действительно нуждается в этом, не требуя ничего взамен. Поднимая
книгу, которую обронил человек на костылях, мы ничего не получаем взамен.
Когда люди помогают?
Социальных психологов всегда интересовало и волновало, почему люди не вмешиваются, став
свидетелями таких событий, как изнасилование и убийство Китти Дженовезе. Поэтому они провели
множество экспериментов, чтобы выяснить, при каких условиях люди оказывают помощь в
Hosted by uCoz