пострадавшим. К ней присоединились и другие очевидцы.
А вот что рассказывает другой студент, который в Вене стал очевидцем того, как около полуночи
пьяный избивал бездомного у станции метро, и первым побуждением которого было пройти мимо
вместе с толпой.
«Вдруг до меня дошла справедливость той истины, которую мы изучали на занятиях по
социальной психологии. Я вернулся назад и отшвырнул пьяного от бездомного. Он дико взбесился и не
отставал от меня даже в метро, до тех пор пока не прибыла полиция, которая арестовала его и
вызвала «скорую» для пострадавшего. Я был в состоянии приятного возбуждения, чувствуя
удовлетворение. Но самым главным было то, что я понял: если обратиться к социально-
психологическим истокам нашего собственного поведения, этого будет вполне достаточно, чтобы
преодолеть силу ситуации и изменить наше поведение, ставшее уже привычным.»
Ученые исследуют, какое социальное влияние благотворно, а какое пагубно. Будут ли
приобретенные знания влиять на ваши действия? Надеюсь, что да.
Понятия для запоминания
Альтруизм (Altruism) мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с
эгоистическими интересами.
Нормы взаимности (Reciprocity norm) ожидание того, что люди, скорее всего, окажут помощь, а
не причинят вред тому, кто им помог.
Нормы социальной ответственности (Social-responsibility norm) ожидания, что люди будут
помогать тем, кто от них зависит.
Теория социального обмена (Social-exchange theory) теория, согласно которой взаимодействия
людей представляют собой своеобразные сделки, нацеленные на то, чтобы увеличить «вознаграждения»
и уменьшить «издержки».
Эмпатия (Empathy) самозабвенное сопереживание; попытка поставить себя на место другого
человека.
Эффект очевидца (Bystander effect) человек с меньшей вероятностью будет склонен оказывать
кому-либо помощь в присутствии очевидцев.
Часть V. Приложения социальной психологии
На протяжении всей книги я стремился связать работу в лабораториях с жизнью, соотнося
принципы и находки социальной психологии с повседневными событиями. В пятой, последней части мы
постараемся определить, какие из высказанных идей наиболее значимы, и посмотрим, как они связаны
с другими реалиями человеческого бытия. В главах 28 и 29 мы рассмотрим применение социальной
психологии в клинической практике, попытаемся ответить на вопрос, может ли социальный психолог
помочь в объяснении причин возникновения депрессии и избавлении от нее, одиночества и тревог, а
также постараемся понять, какие социальные и психологические факторы ведут человека к счастью.
Глава 30 завершает книгу; в нем подводится итог самым значительным темам социальной психологии,
а также высказываются предположения, каким образом они связаны с религиозными концепциями о
человеческой природе.
Глава 28. Кто несчастен - и почему?
Если вы типичный студент колледжа, то, быть может, время от времени чувствуете себя слегка
подавленным: вы не удовлетворены своей жизнью, вас не вдохновляют мысли о будущем, вы печальны,
теряете аппетит и энергию, неспособны сконцентрироваться, иногда даже задумываетесь, стоит ли
жизнь того, чтобы ее продолжать. Быть может, вы опасаетесь, что низкие оценки угрожают вашим
|