характерные особенности людей, то, как они работают и отдыхают (Diener, 1999; Csikszentmihalyi, 2000),
выяснив, есть ли у них тесный круг близких людей, есть ли вера, дающая надежду и поддержку.
Изучение субъективного благополучия дополнительно привлекает внимание общества к физическому и
материальному благополучию, а также к исторически сложившейся увлеченности психологов
негативными эмоциями. Поиски ответа на вопрос, кто счастлив и почему, могут помочь нашей культуре
заново переосмыслить свои приоритеты, а также представить себе мир, который будет способствовать
росту благосостояния человека.
Глава 30. Великие идеи в социальной психологии и религии
Практически в любой области знаний результаты десятков тысяч работ, выводы тысячи
исследователей, открытия сотен теоретиков могут быть спрессованы в несколько основных идей.
Биология предлагает нам принципы естественного отбора и адаптации. Социология выстроена на
концепциях структуры общества, связей с культурой и социальной организации. Музыка использует
наши представления о ритме, мелодии и гармонии.
Какие концепции мы могли бы включить в краткий перечень великих идей социальной
психологии? Какие основные принципы стоят того, чтобы их помнить, даже когда забудется большая
часть того, что вы узнали из этой книги? И в какой степени эти великие идеи о человеческой природе
сочетаются с идеями, выдвигаемыми в других областях науки например, в теологии? Каждая из
религий предлагает свои ответы на такие серьезные вопросы, как: кто мы такие? Почему мы здесь? Что
нам нужно делать? Поэтому давайте рассмотрим, каким образом великие идеи социальной психологии
связаны с идеями христианской религии, преобладающей в Европе и обеих Америках [Можно точно так
же связать взгляды социальной психологии на человеческую природу с идеями, выведенными из других
религиозных традиций. Я выбрал христианскую, так как она более других знакома мне и большинству
моих читателей. (Прим. автора.)].
Мой список «великих идей, которые мы должны всегда помнить», включает четыре истины,
каждая из которых имеет и оборотную сторону. Еще 300 лет назад Блез Паскаль напоминал, что ни одна
из истин не бывает достаточной, ибо мир не прост. Любая истина, оторванная от истины, ее
дополняющей, лишь половина истины. Только объединив противоположные, дополняющие друг
друга, начала то, что китайцы называют инь и ян, мы сможем увидеть окружающую нас
действительность в более реальном свете.
Рациональность и иррациональность
«Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными
возможностями!» восклицал шекспировский Гамлет. И действительно, наши познавательные
способности достойны восхищения. Три фунта живой ткани в нашей черепной коробке содержат схему
более сложную, чем все телефонные сети планеты вместе взятые. Эта схема позволяет нам
перерабатывать информацию, прикладывая при этом минимальные усилия или чисто автоматически, а
также запоминать огромные объемы информации и мгновенно выносить суждения, воспользовавшись
приближенными методами анализа. Одна из наиболее «человеческих» склонностей это наше
страстное желание объяснять свое поведение, соотносить его с какой-то причиной, тем самым
представляя его более упорядоченным, предсказуемым и контролируемым. Подобно ученым,
обладающим интуицией, мы разумно и довольно точно выстраиваем наши атрибуции, подгоняя их под
наши повседневные нужды.
Да, откликаются иудейские и христианские теологи, мы созданы по божественному подобию и
нам дано управлять землей и всем живым на ней. Мы вершина работы Творца, истинно божьи дети.
И все же наши объяснения уязвимы для ошибки, настаивают социальные психологи. Наблюдая
за другими, мы склонны руководствоваться предвзятыми мнениями, «видеть» иллюзорные связи и
причины, относиться к людям так, что это провоцирует их оправдывать наши ожидания. Мы также
|