часто делаем выводы, основываясь лишь на малочисленных ярких примерах, пренебрегая реальной
статистикой, и приписываем поведение людей их диспозициям (к примеру, думаем, что тот, кто ведет
себя странно, и сам, должно быть, человек странный). Не понимая, что источники подобных ошибок
следует искать в нашем социальном мышлении, мы чересчур доверяем нашим социальным суждениям.
Такие выводы звучат знакомо для теологов, которые напоминают нам, что мы смертны и
являемся творением того, кто заявил: «Ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» и что «как
небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя, 46:9 и
55:9). Как Божьи дети, мы занимаем высокое положение, но отнюдь не божественное. Таким образом,
мы должны скептически относиться к тем, кто присваивает себе божественные силы всеведения
(чтение мыслей, предсказание будущего), всеприсутствия (видение происходящего в отдаленных местах)
и всемогущества (создание или изменение физической реальности силой мысли). Следует также быть
более осмотрительными с теми, кто поклоняется идолам, выдавая положения своей доктрины за
абсолютные истины. Мы всегда видим реальность в несколько замутненном зеркале.
Пристрастие к игре в свою пользу и самооценка
Наши взгляды на самих себя трудно назвать правдивыми. Внимая древнему призыву «Познай
самого себя», мы стараемся анализировать свое поведение, но едва ли делаем это беспристрастно.
Склонность подыгрывать самим себе проявляется в наших объяснениях собственных успехов и неудач,
хороших и плохих поступков. Мы часто видим себя людьми в чем-то превосходящими окружающих,
скажем, более тактичными, общительными и терпимыми. Кроме того, мы любим судить о наших
поступках задним числом, мы чересчур уверены в правильности наших убеждений; мы часто
корректируем в свою пользу собственные воспоминания, а также переоцениваем, насколько доблестно
мы повели бы себя в той или иной ситуации, в которой большинство людей проявило себя не лучшим
образом. Исследователь Энтони Гринвальд (Anthony Greenwald, 1984) говорит от лица десятков ученых:
«Люди, как сквозь фильтр, пропускают через себя свою собственную жизнь».
Такой вывод созвучен библейскому высказыванию о том, что гордиться собственной
праведностью есть большой первородный грех самый страшный из семи смертных грехов. Так, автор
псалмов заявляет, что «никто не видит собственных ошибок», а фарисей благодарит Бога за то, что «я не
такой, как другие» (а вы и я можем поблагодарить Бога за то, что мы не такие, как фарисей). Гордыня
предшествует моральному падению. Она разъедает наши отношения друг с другом, ведет к конфликтам
между партнерами в браке, между администрацией и работниками, между нациями.
Каждая из сторон видит только свои мотивы чистыми, а действия безупречными. Но то же самое
делают и их оппоненты, и конфликт продолжается.
И все же иметь высокую самооценку выгодно. Зачастую самоутверждаться значит
адаптироваться. Это помогает сохранить уверенность в себе и свести депрессию к минимуму.
Сомневаться в своей компетентности и винить себя за неудачи это готовый рецепт того, как прийти
к провалу, одиночеству или отверженности. Когда люди чувствуют себя защищенными и
оцениваемыми по заслугам, они в меньшей степени демонстрируют предубежденное и неуважительное
отношение к окружающим.
И опять же, утверждению, гласящему, что видеть признание других это значит освободиться
от защитного панциря гордыни и самоуничижения, есть параллель в религии (божественная «благодать»
это религиозная параллель «безусловному позитивному признанию» в психологии). Если человек
чувствует, что его принимают таким, какой он есть, снижается его потребность доказывать свою
значимость, добиваясь успеха, престижа, материального или физического благополучия. Тут приходят на
память слова Пиноккио, сказанные им Джепетто: «Папа, я не совсем понимаю, кто я такой. Но если у
меня все хорошо с тобой, тогда, я думаю, что и со мной все в порядке».
Установки и поведение
|