Исследования, проводимые в 60-х годах, потрясли социальных психологов открытием того, что
наши установки иногда бездействуют, задавленные другими влияниями. Правда, последующие
исследования несколько успокоили ученых. Наши установки воздействуют на наше поведение когда
они существенны и мы о них вспоминаем. Так, наши политические установки, безусловно, влияют на
то, как мы ведем себя в кабинке для голосования. Наше отношение к курению оказывает влияние на силу
нашего сопротивления примеру курящих сверстников. Наше отношение к голодающим влияет на наши
пожертвования. Измените у человека ход мыслей (при этом неважно, как вы будете это называть:
«образованием» или «пропагандой») и получите весьма ощутимый результат.
Если социальная психология чему-то нас и научила, так это тому, что верно и обратное: как наши
поступки способны влиять на наши мысли, так и наши мысли способны влиять на наши поступки. Мы
часто в равной мере верим в то, что отстаиваем, и отстаиваем то, во что верим. Наши установки
следуют за нашим поведением, особенно в тех случаях, когда мы чувствуем ответственность за свои
поступки. Это самоубеждение позволяет самым разным людям участникам политических кампаний,
влюбленным, даже террористам еще сильнее верить в то, что они доказывают или ради чего
страдают.
Осознание того, что внутренние установки и внешнее поведение, как курица и яйцо, порождают
одно другое, находит параллель в христианской идее о том, что вера внутри нас и наши поступки
питают друг друга. Таким образом, вера
это источник действия. Скрываясь в пещере, Илия
переполнен святостью. Павел преображается по дороге в Дамаск. Иезекииль, Исайя и Иеремия
переживают внутреннее перерождение. В каждом случае новое духовное сознание порождает новую
модель поведения.
Но вера это также следствие действия. На протяжении всего Ветхого и Нового Завета вера
представляется подпитываемой актами послушания. Например, в Ветхом Завете древнееврейское слово,
обозначающее «познать», это обычно глагол, обозначающий какое-то действие. Чтобы познать
любовь, человек должен не только иметь о ней представление, он должен действовать с любовью.
Философы и теологи отмечают, что вера растет, когда люди начинают действовать, опираясь на ту,
пусть небольшую веру, которая у них уже есть. Не настаивайте на том, чтобы люди поверили до того,
как начнут молиться, учили талмудисты раввинов, лучше сделайте так, чтобы они помолились, и их вера
возрастет. «Сила христианства на самом деле состоит в простом "следовании"», заметил Серен
Кьеркегор (Soren Kierkegaard, 1851). «Для того чтобы обрести веру, говорил Паскаль (Pascal, 1670),
не отклоняйтесь от начатого пути, действуйте так, как если бы верили, беря святую воду, служа мессу и
т. п. Даже это самым естественным образом заставит вас верить...» К. С. Льюис (С. S. Lewis, 1960)
соглашается с этим:
«Не верьте в Бога, и придет час, когда вам покажется очевидным, что наш материальный мир
это единственная реальность; верьте в Него, и придет час, когда наш материальный мир буквально
прокричит вам, что он это еще не все. Ни одно убеждение ни атеистическое, ни религиозное
само по себе не покончит раз и навсегда с вашими духовными сомнениями. Только практика в Вере,
приводящая к привычке Веры, постепенно сделает это.»
Личности и ситуации
В этом неполном списке великих идей моя последняя истина, также имеющая оборотную
сторону, гласит: люди и ситуации взаимодействуют. Доказательство этого мы можем видеть прежде
всего в том огромном влиянии, которое общество оказывает на наше поведение. Мы являемся
созданиями наших социальных миров.
Вспомните то, что мы говорили об исследованиях конформизма, ролевых игр, убеждений и
группового влияния. Самые драматичные открытия делаются в экспериментах, в которых людей с
хорошими намерениями помещают в дурные ситуации, чтобы проверить, что пересилит: зло или добро.
Увы, но слишком часто давление зла пересиливает добрые намерения, вынуждая людей соглашаться с
обманом или капитулировать перед жестокостью. Столкнувшись лицом к лицу с обстоятельствами,
оказывающими на них мощное воздействие, хорошие люди ведут себя не так уж хорошо. Большинство
|