Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 264 
Next page End  

Исследования, проводимые в 60-х годах, потрясли социальных психологов открытием того, что
наши установки иногда бездействуют, задавленные другими влияниями. Правда, последующие
исследования несколько успокоили ученых. Наши установки воздействуют на наше поведение — когда
они существенны и мы о них вспоминаем. Так, наши политические установки, безусловно, влияют на
то, как мы ведем себя в кабинке для голосования. Наше отношение к курению оказывает влияние на силу
нашего сопротивления примеру курящих сверстников. Наше отношение к голодающим влияет на наши
пожертвования. Измените у человека ход мыслей (при этом неважно, как вы будете это называть:
«образованием» или «пропагандой») — и получите весьма ощутимый результат.
Если социальная психология чему-то нас и научила, так это тому, что верно и обратное: как наши
поступки способны влиять на наши мысли, так и наши мысли способны влиять на наши поступки. Мы
часто в равной мере верим в то, что отстаиваем, и отстаиваем то, во что верим. Наши установки
следуют за нашим поведением, особенно в тех случаях, когда мы чувствуем ответственность за свои
поступки. Это самоубеждение позволяет самым разным людям — участникам политических кампаний,
влюбленным, даже террористам — еще сильнее верить в то, что они доказывают или ради чего
страдают.
Осознание того, что внутренние установки и внешнее поведение, как курица и яйцо, порождают
одно другое, находит параллель в христианской идее о том, что вера внутри нас и наши поступки
питают друг друга. Таким образом, вера
это источник действия. Скрываясь в пещере, Илия
переполнен святостью. Павел преображается по дороге в Дамаск. Иезекииль, Исайя и Иеремия
переживают внутреннее перерождение. В каждом случае новое духовное сознание порождает новую
модель поведения.
Но вера — это также следствие действия. На протяжении всего Ветхого и Нового Завета вера
представляется подпитываемой актами послушания. Например, в Ветхом Завете древнееврейское слово,
обозначающее «познать»,— это обычно глагол, обозначающий какое-то действие. Чтобы познать
любовь, человек должен не только иметь о ней представление, он должен действовать с любовью.
Философы и теологи отмечают, что вера растет, когда люди начинают действовать, опираясь на ту,
пусть небольшую веру, которая у них уже есть. Не настаивайте на том, чтобы люди поверили до того,
как начнут молиться, учили талмудисты раввинов, лучше сделайте так, чтобы они помолились, и их вера
возрастет. «Сила христианства на самом деле состоит в простом "следовании"», — заметил Серен
Кьеркегор (Soren Kierkegaard, 1851). «Для того чтобы обрести веру,— говорил Паскаль (Pascal, 1670), —
не отклоняйтесь от начатого пути, действуйте так, как если бы верили, беря святую воду, служа мессу и
т. п. Даже это самым естественным образом заставит вас верить...» К. С. Льюис (С. S. Lewis, 1960)
соглашается с этим:
«Не верьте в Бога, и придет час, когда вам покажется очевидным, что наш материальный мир
— это единственная реальность; верьте в Него, и придет час, когда наш материальный мир буквально
прокричит вам, что он — это еще не все. Ни одно убеждение ни атеистическое, ни религиозное —
само по себе не покончит раз и навсегда с вашими духовными сомнениями. Только практика в Вере,
приводящая к привычке Веры, постепенно сделает это.»
Личности и ситуации
В этом неполном списке великих идей моя последняя истина, также имеющая оборотную
сторону, гласит: люди и ситуации взаимодействуют. Доказательство этого мы можем видеть прежде
всего в том огромном влиянии, которое общество оказывает на наше поведение. Мы являемся
созданиями наших социальных миров.
Вспомните то, что мы говорили об исследованиях конформизма, ролевых игр, убеждений и
группового влияния. Самые драматичные открытия делаются в экспериментах, в которых людей с
хорошими намерениями помещают в дурные ситуации, чтобы проверить, что пересилит: зло или добро.
Увы, но слишком часто давление зла пересиливает добрые намерения, вынуждая людей соглашаться с
обманом или капитулировать перед жестокостью. Столкнувшись лицом к лицу с обстоятельствами,
оказывающими на них мощное воздействие, хорошие люди ведут себя не так уж хорошо. Большинство
Hosted by uCoz