основном пришли к согласию относительно того, что подсознательная деятельность, возможно, и не
столь полезна, как предполагалось ранее». Например, хотя подсознательные стимулы и могут
инициировать слабую, мимолетную реакцию, достаточную для того, чтобы пробудить если не
сознательное восприятие, то хотя бы эмоции, тем не менее пока нет доказательств, что аудиозаписи,
рекламируемые как обращающиеся к подсознанию, способны к успешному «перепрограммированию
вашего подсознательного мышления». Масса вновь выявленных фактов свидетельствует об обратном
(Greenwald & others, 1991).
Кроме того, наши интуитивные суждения довольно часто бывают ошибочными. Настолько часто,
что становятся понятными слова поэта Т. С. Элиота: «Пустоголовый человек... голова, набитая
соломой». Социальные психологи исследуют нашу склонность судить обо всем задним числом (эффект
хиндсайта интуитивное чувство, возникающее постфактум, согласно которому мы все знали заранее).
В других разделах психологии изучается наша способность к созданию иллюзий, неверно
истолкованным ощущениям, фантазиям и надуманным убеждениям. Майкл Газзанига (Mickael Gazzaniga,
1992) сообщает, что пациенты, которым хирургическим путем разъединили полушария головного мозга,
постоянно придумывают объяснения своему загадочному поведению и сами же верят в них. Если
пациент встает и делает несколько шагов после того, как экспериментатор посылает сигнал «идите» его
невербальному правому полушарию, вербальное левое полушарие тотчас же придумывает
правдоподобное объяснение (например: «Такое впечатление, что я пьян»).
Тема иллюзорного мышления часто обсуждается в публикациях (в последнее время
многочисленных), посвященных тому, как мы воспринимаем, храним и извлекаем из памяти
социальную информацию. Так же, как психологи, изучающие восприятие, исследуют зрительные
иллюзии, чтобы раскрыть нормальные механизмы нашего восприятия, так и социальные психологи
изучают иллюзорное мышление, чтобы выявить нормальные процессы обработки информации. Эти
исследователи хотят представить нам картину обыденного социального мышления с явно
обозначенными «опасными местами». Изучая эффективность шаблонного мышления, следует помнить,
что демонстрация того, как люди создают ложные убеждения, еще не доказывает, что все убеждения
ложны. И все-таки, чтобы распознать фальшь, не мешает знать, каким образом она появляется на свет.
Давайте же выясним, как эффективная обработка информации может пойти по ложному пути, и начнем
с самопознания.
Мы часто не знаем, почему мы делаем то, что делаем
«Есть одна и только одна вещь во всей Вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы
узнать из наблюдений извне, заметил К. С. Льюис (С. S. Lewis, 1960, р. 1819). Эта вещь мы
сами. Можно сказать, что мы обладаем внутренней информацией». Так оно и есть. Но увы, иногда мы
думаем, что обладаем нужными знаниями, а наша внутренняя информация оказывается ошибочной. К
такому неизбежному выводу приходят многие современные исследования.
Объяснение нашего поведения
Почему вы выбрали именно этот колледж? Почему вы разругались с соседом? Почему вы
влюбились именно в этого человека?
Иногда мы знаем ответы на подобные вопросы, а иногда нет. Если спросить, почему мы
чувствовали себя или действовали именно так, а не иначе, мы дадим правдоподобные ответы. Однако
если причины или определяющие факторы неочевидны, то объяснения собственного поведения порой
бывают абсолютно неверны. Случается так, что факторы, оказывающие наиболее сильное влияние,
воспринимаются нами как безобидные, а незначительные факторы напротив, как очень важные.
Ричард Нисбетт и Стенли Шехтер (Richard Nisbett, Stanley Schachter, 1966) продемонстрировали
это, попросив студентов Колумбийского университета принять участие в эксперименте, где им
предстояло выдержать серию ударов электрическим током нарастающей интенсивности.
|