вспоминали о чистке своих зубов чаще, чем те, кто не ознакомился с нравоучительной брошюрой. Более
того, когда среди репрезентативной выборки американцев был проведен опрос на тему курения и
ответы были спроецированы на всю нацию, по меньшей мере треть из 600 миллиардов проданных за
год сигарет осталась неучтенной (Hall, 1985). Социальный психолог Энтони Гринвальд (Anthony
Greenwald, 1980), заметив, что все это очень похоже на происходящее в романе Джорджа Оруэлла
«1984», где было «необходимо запоминать все события так, как нужно», высказал догадку, что все мы
имеем «тоталитарное эго», которое пересматривает прошлое в соответствии с нашими сегодняшними
взглядами.
Иногда наши сегодняшние воззрения это то, что мы уже усовершенствовали. В таком случае
мы можем воскрешать свое прошлое более непохожим на настоящее, чем это есть на самом деле. Такая
тенденция объясняет загадку, почему участники программ по самосовершенствованию (программы
контроля веса, борьбы с курением, шейпинг, психотерапия и т. д.), в среднем демонстрируя весьма
скромные успехи, не устают говорить о полезности подобных занятий (Myers, 1998). Майкл Конвей и
Майкл Росс (Michael Conway & Michael Ross 1985, 1986) объясняют, что, потратив много времени, усилий
и денег на самосовершенствование, люди, вероятно, рассуждают следующим образом: «Пусть мне еще
далеко до совершенства, но до этого я был хуже. Значит, для меня это очень полезно».
«Познай самого себя», призывал древнегреческий философ Фалес. Мы пытаемся. Но, к
сожалению, слишком уж часто ошибаемся, судя о своих чувствах и поступках. Наше интуитивное
самопознание бродит в потемках.
Из признания этого жизненного факта можно сделать два практических вывода. Во-первых, для
психологических исследований: хотя интуиция клиентов или испытуемых может дать ключ к разгадке их
психологии, самоотчеты чаще всего не заслуживают доверия. Ошибки в понимании самих себя
ограничивают пользу подобных субъективных описаний.
Второй вывод касается нашей повседневной жизни: искренность, с которой люди сообщают о
своих жизненных переживаниях и интерпретируют их, не является гарантией подлинности этих
рассказов. Личные свидетельства представляют собой весомые доказательства, но они могут содержать
в себе и невольные ошибки. Принятие во внимание неизбежности подобных ошибок поможет нам быть
менее доверчивыми, и нас труднее будет запутать.
Глава 4. Причины неразумия
Как повезло стоящим у власти, что люди не думают.
Адольф Гитлер
Разнородная картина нашего интуитивного самопознания, представленная в главе 3, аналогична
такой же картине нашей рациональности. Какой вид из живущих на Земле более заслуживает имени
Homo sapiens человек разумный? Наша когнитивная мощность превосходит самые
быстродействующие компьютеры при распознавании известного, интерпретации сказанного и
обработке абстрактной информации. Наша обработка информации особенно эффективна. Очевидно, что
при такой небывалой скорости обработки мы практикуем методы мышления, которые требуют
наименьших затрат времени и сил. Ученые удивляются той скорости и простоте, с которой мы
формируем впечатления, мнения и объяснения. В большинстве ситуаций наши мгновенные общие
реакции такие, как реакция «Это опасно!» адаптивны. Они помогают нам выжить.
Однако же наши адаптивные навыки не безупречны мгновенные реакции порой бывают
ошибочны. Стратегии, которые весьма полезны с точки зрения упрощения сложной информации,
иногда могут сбить нас с толку. Чтобы повысить силу своего критического мышления, давайте обсудим
пять основных причин неразумного поведения пять основных способов, с помощью которых люди
формируют и подтверждают свои ошибочные убеждения:
1. В своих интерпретациях мы руководствуемся собственными предубеждениями.
2. Мы переоцениваем правильность собственных суждений.
|