разрыве один другого (Gray & Silver, 1990) или что администрация обыкновенно возлагает всю вину за
плохо выполненную работу на ее непосредственных исполнителей, обвиняя их в недобросовестности и
лени (Imai, 1994; Rice, 1985). (А исполнители, скорее всего, ссылаются при этом на какие-то внешние
обстоятельства плохое оборудование, чрезмерную загруженность, проблемы со смежниками,
нечеткие руководящие указания и т. д.) Не вызывает удивления и то, что люди считают вознаграждение
за свой труд справедливым только в том случае, если получают больше остальных (Diekmann & others,
1997).
Студенты также имеют привычку себе подыгрывать. После сдачи экзамена те, кто добился
успеха, обычно приписывают победу своим личным заслугам. Они считают, что экзаменаторы просто
справедливо оценили их знания (Arkin & others, 1979; Davis & Stephan, 1980; Gilmar & Reid, 1979; Griffin &
others, 1983). Те же, кто «завалил» экзамен, склонны критиковать экзаменаторов, а не себя.
При знакомстве с результатами этих исследований я с трудом подавил чувство, что «знал все это
заранее». Но давайте теперь посмотрим, как преподаватели объясняют хорошую и плохую успеваемость
студентов. Когда не нужно казаться скромными, они склонны приписывать успехи учеников своим
личным заслугам, а вину за неудачи сваливать на нерадивых студентов (Arkin & others., 1980; Davis,
1979). По-видимому, преподаватели думают так: «С моей помощью Мария закончила год с отличием.
Несмотря на всю мою помощь, Мелинда провалилась на экзамене».
Можем ли мы все быть выше среднего?
Благосклонное отношение к себе проявляется и когда мы сравниваем себя с другими. Если прав
был китайский философ Лао-цзы (VI в. до н. э.), говоря, что никто никогда в здравом уме не станет сам
себя обманывать, разорять и переоценивать, то большинство из нас не совсем в здравом уме. Ибо,
оценивая себя как личность и как полезного члена общества, большая часть людей считает, что почти по
всем параметрам они выше среднего уровня. Это особенно заметно, когда мы сравниваем себя со всеми
окружающими нас людьми, а не со своими знакомыми (Alicke & others, 1995). Судите сами:
- Бизнесмены, как правило, убеждены в том, что их нравственные устои выше, чем у
большинства коллег (Baumhart, 1968; Brenner & Molander, 1977). При проведении одного из
общенациональных опросов был задан вопрос: «Как бы вы оценили свои моральные качества и
нравственные ценности по шкале от 1 до 100 (100 баллов соответствует воплощению всех мыслимых
добродетелей)?» Половина участников опроса выставили себе 90 баллов и выше; и только 11 % 74 и
ниже (Lovett, 1997).
- 90 % менеджеров считают, что их коэффициент полезного действия выше, чем у среднего
менеджера, равного им по рангу (French, 1968). В Австралии 86 % людей, принявших участие в опросе,
оценивают свое выполнение работы выше среднего уровня, и только 1 % ниже (Headey & Wearing,
1987).
- В Голландии большинство учащихся средней школы считают себя более честными,
настойчивыми, неординарными, дружелюбными и надежными людьми, чем их сверстники (Hoorens,
1993,1995).
- Большая часть водителей даже те, кто в результате аварии попал в больницу, считают, что
по своему мастерству и осторожности вождения они безусловно выше среднего уровня (Guerin, 1994;
McKenna & Myers, 1997; Svenson, 1981).
- Люди, как правило, считают, что они умнее многих (Wylie, 1979), выглядят лучше, чем основная
масса их ровесников (Public Opinion, 1984), и предубеждений имеют меньше, чем окружающие (Fields &
Schuman, 1976; Lenihan, 1965; Messick & others, 1985; O'Gorman & Carry, 1976).
- Большинство людей убеждены, что лучше заботятся о своих престарелых родителях, чем их
братья и сестры (Lerner & others, 1991).
- Жители Лос-Анджелеса считают, что у них более крепкое здоровье, чем у соседей, а
большинство студентов колледжа полагают, что продолжительность их жизни превысит
среднестатистическую почти на 10 лет (Larwood, 1978; С. R. Snyder, 1978).
|