чересчур высокого мнения. В литературе снова и снова описываются ловушки гордыни. А в
христианстве гордыня называется первой среди «семи смертных грехов».
Если высокомерие сродни благосклонному к себе отношению, тогда что же такое смирение?
Презрение к себе? И можем ли мы самоутверждаться и воспринимать самих себя без благосклонного
пристрастия? Перефразируя ученого и писателя К. С. Льюиса, смирение заключается не в том, что
красивые люди стараются убедить себя, что они уродливы, а умные что они глупы. Ложная
скромность на самом деле может быть прикрытием гордыни, когда люди полагают, что они смиреннее
многих. Джеймс Фридрих (James Friedrich, 1996) отмечает, что многие студенты поздравляют себя с тем,
что они лучше многих других, потому что не думают о себе, что они лучше других! Истинное смирение
больше похоже на бескорыстие, чем на ложную скромность.
Понятия для запоминания
Препятствия, которые мы создаем сами (Self-handicapping) защита представления о самом
себе, выстраиваемая с помощью поведения, которым при необходимости можно оправдать неудачу.
Пристрастие к «игре в свою пользу» (Self-serving bias) тенденция относиться к себе более
благосклонно, чем к другим.
Самопрезентация (Self-presentation) акт самовыражения и поведения, направленный на то,
чтобы создать у окружающих и у самого себя благоприятное впечатление.
Эффект ложного консенсуса (False consensus effect) тенденция переоценивать
распространенность какого-либо мнения, нежелательного или неэффективного поведения.
Эффект ложной уникальности (False uniqueness effect) тенденция недооценивать тот факт, что
определенные способности и умение эффективно действовать не являются столь уж уникальными.
Глава 8. Сила позитивного мышления
Выше мы обсудили два пристрастия, которые, как обнаружили социальные психологи, присущи
многим из нас: тенденцию игнорировать влияние внешних сил при истолковании поведения других
людей (фундаментальная ошибка атрибуции) и тенденцию благосклонно к себе относиться (пристрастие
«к игре в свою пользу»). Первое может привести нас к непониманию чужих трудностей (например, мы
можем предположить, что безработные непременно ленивы или некомпетентны). Второе может
разжечь конфликт между отдельными людьми и даже между целыми народами, когда каждый считает
себя более высоконравственным и достойным восхищения, чем другие.
Исследования фундаментальной ошибки атрибуции и пристрастия «к игре в свою пользу»
раскрывают глубинную правду о человеческой природе. Но отдельные истины редко дают
исчерпывающее представление о предмете, потому что мир очень сложен. Реальная жизнь вносит очень
важные дополнения. Высокая самооценка чувство собственного достоинства помогает людям
приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. По сравнению с теми, кто имеет низкую самооценку,
люди, у которых она высока, более счастливы, менее невротичны, меньше страдают от язв и
бессонницы, менее склонны к употреблению наркотиков и алкоголизму (Brockner & Hulton, 1978; Brown,
1991). Многие психологи-практики сообщают, что в основе отчаяния чаще всего кроется непризнание
человеком своих достоинств.
Дополнительное исследование «локуса контроля», оптимизма и «приобретенной
беспомощности» подтверждает, насколько выгоднее считать себя компетентным и умелым. Альберт
Бандура (Albert Bandura, 1986) свел все вышеупомянутые понятия в одну концепцию, названную им
самоэффективностью, своего рода научную трактовку здравого смысла, на который опирается сила
позитивного мышления. Оптимистическая вера в собственные силы приносит ощутимые плоды. Люди
с высокой самоэффективностью более настойчивы, менее тревожны, менее склонны к депрессиям,
добиваются больших успехов в обучении (Gecas, 1989; Maddux, 1991; Scheier & Carver, 1992).
|