или иначе очернить свои жертвы. Во времена Второй мировой войны американские солдаты
презрительно называли японцев «Japs» [Близкое к русскому «япошки». (Прим. переводчика)], а в 60-е
годы вьетнамцев «gooks». [Презрительное прозвище азиатов, близкое к русскому «деревенщина».
(Прим. переводчика)]
Это еще один пример спиралевидного развития поступков и установок: чем больше человек
совершает жестоких поступков, тем легче они ему даются. Сознание трансформируется.
То же самое касается и предубеждений. Если одна группа людей держит в рабстве другую, то,
вполне вероятно, они воспринимают рабов как людей с такими чертами характера, которые
оправдывают их угнетение. Поступки и установки подпитывают друг друга, порою доходя до точки,
когда уже не воспринимается, что нравственно, а что безнравственно.
К счастью, не только порочные поступки формируют личность, но и нравственные тоже.
Говорят, в том, что мы делаем, наш характер сильнее отражается тогда, когда нам кажется, что нас никто
не видит. Исследователи оценивали характеры детей, искушая их в тот момент, когда детям казалось,
что их никто не видит. Давайте посмотрим, что происходит, когда дети стараются противостоять
искушению. Они подсознательно поступают так, как от них ожидают, если сдерживающие факторы у
них достаточно жесткие, чтобы выбрать ожидаемое поведение, и вместе с тем достаточно мягкие, чтобы
оставить чувство свободы выбора. В своем весьма впечатляющем эксперименте Джонатан Фридман
(Jonathan Freedman, 1965) показал школьникам младших классов занимательного электронного робота, но
запретил играть с ним, когда экспериментатора не будет в комнате. Одной половине детей Фридман
пообещал довольно серьезное наказание в случае ослушания, другой менее серьезное. И то и другое
предупреждение оказалось достаточным для того, чтобы сдерживать детей.
Несколько недель спустя другой исследователь, не имевший никакого отношения к
предшествующему эксперименту, оставил тех же самых детей играть в той же самой комнате с теми же
самыми игрушками. Из восемнадцати детей, которым пообещали серьезное наказание в случае
нарушения запрета, четырнадцать совершенно спокойно продолжали играть с роботом. Но две трети
детей, которым пообещали мягкое наказание, не поддались соблазну поиграть с роботом. Сделав ранее
сознательный выбор не играть с роботом, дети, которым обещали умеренное наказание, по-видимому,
внутренне восприняли это решение, и новая установка контролировала их последующие действия.
Таким образом, нравственный поступок, особенно когда он совершается скорее сознательно, чем по
принуждению, влияет на последующие размышления о том, что нравственно и что безнравственно.
Межрасовое общение и расовые установки
Если нравственные поступки подпитывают нравственные установки, будет ли позитивное
межрасовое общение предотвращать расовые предрассудки? Именно такого мнения придерживались
социологи в 1954 году перед принятием Верховным судом США решения по поводу десегрегации школ.
Они аргументировали это примерно так: если надеяться на то, что благодаря молитвам и наставлениям
людские души изменятся, придется еще долго ждать справедливого отношения ко всем расам без
исключения. Но возведя нравственные поступки в ранг закона, мы сможем косвенно влиять на наши
установки, принятые не формально, а сердцем.
Эта идея идет вразрез с утверждением, что «мы не в состоянии узаконить мораль». Ведь за
десегрегацией на самом деле последовало изменение установок. Посмотрите, какие взаимосвязанные
моменты были обнаружены в ходе широкомасштабного социального эксперимента десегрегации в
США.
- После того как Верховный суд принял решение о десегрегации, численность белых
американцев, одобряющих совместное обучение, возросла более чем в два раза и в настоящее время
вплотную приблизилась к 100 %.
- За те десять лет, которые прошли с момента принятия Акта о гражданских правах 1964 года,
численность белых американцев, ранее заявлявших, что среди их соседей, друзей и коллег «вообще одни
только белые», сократилась на 20 %. Межрасовые связи усилились. За этот же период численность
белых американцев, высказывающихся за то, чтобы чернокожим было позволено жить с ними по
|