соседству, увеличилась с 65 % до 87 % (ISR Newsletter, 1975). Установки тоже изменились.
- Следствием сокращения различий в расовых установках между представителями различных
религий, классов и географических районов стало появление единых национальных норм,
направленных против дискриминации. Стоило поступкам американцев стать более похожими, как стал
более похожим и ход их мыслей (Greeley & Sheatsley, 1971; Taylor & others, 1978).
Эксперименты подтверждают, что положительные поступки в отношении другого человека
приводят к тому, что этот человек начинает нам нравиться. Например, если мы окажем помощь
экспериментатору или поможем студенту, то, скорее всего, они станут нам симпатичны (Bianchard &
Cook, 1976). Бенджамин Франклин на своем опыте убедился, что оказанная любезность порождает
симпатию. Против него как секретаря Генеральной ассамблеи Пенсильвании на заседаниях постоянно
выступал один влиятельный депутат. Франклин задался целью одержать над ним победу.
«Чтобы добиться его благосклонности, я не стал прибегать ни к угодничеству, ни к выгодным
для него предложениям, я решил действовать по-другому. Услышав о том, что в его библиотеке есть
одна очень редкая и интересная книга, я написал ему письмо, в котором выразил желание ознакомиться
с этой книгой и попросил оказать мне любезность, одолжив ее на короткое время. Он тотчас же
выслал мне книгу. Я возвратил ее примерно через неделю с выражениями искренней признательности.
Когда мы в следующий раз встретились в Парламенте, он первым заговорил со мной (чего прежде
никогда не делал), причем чрезвычайно приветливо. И после этого он всегда проявлял готовность
оказать мне услугу, так что вскоре мы стали большими друзьями, и наша дружба продолжалась
вплоть до его смерти» (Rozenzweig, 1972, р. 769).
Промывание мозгов
Многие считают, что эффективнее всего люди подвергаются идеологической обработке в ходе
«промывания мозгов» (термин, введенный для описания того, что происходило с американскими
военнопленными во время корейской войны в 50-х годах). На самом деле, китайской программе
«контроля над мыслями», разработанной для того, чтобы перевоспитать все китайское население в духе
коммунизма, можно было противостоять. Однако полученные результаты просто обескураживают.
Сотни военнопленных согласились сотрудничать со своими врагами. Двадцать один человек отказались
вернуться в Америку, несмотря на полученное разрешение; многие же из тех, кто вернулся домой, были
убеждены в том, что «хотя коммунизм вряд ли сработает в Америке, он вполне приемлем для Азии»
(Segal, 1954).
Эдгар Шейн (Edgar Schein, 1956), опросивший многих вернувшихся домой американских
военнопленных, заметил, что методы обращения с ними включали в себя постепенное повышение
требований. Китайцы всегда начинали с тривиальных требований, постепенно доходя до более
серьезных. «Так, только после того как военнопленного "выдрессировывали" говорить и писать нечто
незначительное, от него начинали требовать более серьезных признаний». Кроме того, китайцы всегда
ожидали от пленников активного участия будь то простое копирование действий или участие в
групповых обсуждениях, высказывание самокритичных мыслей или публичное покаяние. Как только
военнопленный заявлял о чем-нибудь устно или письменно, он сразу же чувствовал внутреннюю
потребность сделать так, чтобы его слова не расходились с действиями. Это часто вело к тому, что
заключенные убеждали себя в правильности своих поступков. Тактика «начинай с малого» являлась
эффективным практическим применением метода «ноги в дверях», и по сей день использующегося при
подготовке террористов и палачей.
В нацистской Германии участие в массовых митингах и демонстрациях, ношение униформы и
особенно постоянное повторение «германского приветствия» («Хайль Гитлер!») первоначально
породило у многих немцев глубокое несоответствие между поведением и убеждениями. Историк Рихард
Грюнбергер (Richard Granberger, 1971) пишет, что для тех, кто сомневался в своем отношении к Гитлеру,
«...приветствие "Хайль Гитлер!" явилось мощным средством формирования установки. Решившись
однажды произнести его в качестве внешнего признака послушания, многие испытали
|