только одну версию, но и ей противоположную. Давайте попробуем. Если бы мужчины никогда не
имели внебрачных связей, можно ли в такой верности усмотреть эволюционную мудрость? В конце
концов, воспитать ребенка намного сложнее, чем просто пристроить свою сперму. Мужчины,
преданные своим подругам и потомству, имеют больше оснований надеяться, что их наследники
выживут и сохранят их гены (с точки зрения эволюции это хорошо объясняет, почему люди и некоторые
виды животных, чье потомство требует неустанной родительской заботы, имеют тенденцию
придерживаться моногамии).
Психологи-эволюционисты на это отвечают, что оценка задним числом играет не меньшую роль
и в так называемых культурологических объяснениях: почему мужчины и женщины так отличаются друг
от друга? Потому, что культура социализирует их поведение! Как мы увидим позже, когда социальные
роли варьируются в зависимости от времени и места, «культура» скорее не объясняет, а только
описывает эти роли. «Наше поле деятельности, продолжают психологи-эволюционисты, очень
далеко от высказываний гипотез задним числом. То, чем мы занимаемся, можно назвать эмпирической
наукой, так как мы проверяем эволюционные предсказания, сопоставляя их с итогами наблюдений за
поведением животных, людей различной культуры и с результатами гормональных и генетических
исследований». Психологи-эволюционисты также напоминают нам, что мудрость эволюции это
мудрость прошлого. Она рассказывает нам, какое поведение сработало в прошлом. Являются ли такие
тенденции до сих пор адаптивными вопрос другой.
Критики эволюционизма признают, что эволюция помогает нам объяснить и наше сходство и
наши различия (определенная сумма разновидностей способствует выживанию). Но вместе с тем они
утверждают, что наше общее эволюционное наследие оказалось неспособным предсказать появление
такого огромного числа различных вариантов «брачных схем» (от одного партнера до постоянно
сменяющих друг друга партнеров, от многоженства до многомужества, а также обмена супругами). Не
объясняет оно и тех поразительных изменений в схеме поведения людей различных культур,
произошедших за последние десятилетия. Наиболее важное качество, которым наградила нас
природа, это наша способность адаптироваться: обучаться и изменяться. Думаю, все согласятся, что в
этом и заключается созидающая сила культуры.
Пол и гормоны
Результаты архитектурных проектов видны в возводимых зданиях, результаты наших
генетических проектов в гормонах, которые отличают мужчин от женщин. Предопределяют ли
гормональные различия появление межполовых психологических различий?
Гендерные различия в агрессивности можно объяснить воздействием тестостерона. У животных
разных видов, которым вводился тестостерон, агрессивность возрастала. Так же и у людей: у мужчин,
совершающих преступления с применением насилия, уровень тестостерона, как правило, превышает
норму, впрочем, равно как и у игроков Национальной футбольной лиги (Dabbs & others, 1990, 1993).
Кроме того, известно, что и у людей, и у обезьян гендерные различия в агрессивности проявляются в
раннем возрасте (прежде чем сказывается влияние культуры) и убывают вместе с понижением уровня
тестостерона в период взросления. Хотя ни одно из этих свидетельств не является решающим, в
совокупности они убеждают большинство ученых в том, что половые гормоны имеют важное значение.
Но, как мы увидим позже, вносит свой вклад и культура.
Культура и гендерные роли
Культура это то, что усваивается большой группой людей, и то, что передается от поколения
к поколению: идеи, установки, поведение и традиции. Мы можем видеть созидательную силу культуры
в том, как ведут себя мужчины и женщины. Повсюду, во всех уголках мира, девочки помогают матери в
работе по дому и заботятся о своих младших братьях и сестрах, мальчики же обычно где-то безнадзорно
играют (Edwards, 1991). Даже в современных североамериканских семьях, где мужья и жены в равной
|