различных ролей. Именно ожидания, навыки и убеждения, связанные с этими различными ролями, и
влияют на поведение мужчин и женщин.
Понятия для запоминания
Агрессия (Aggression) физическое или вербальное поведение, нацеленное на причинение
вреда. В лабораторных экспериментах это может быть нанесение удара электрическим током или
произнесение слов, которые способны ранить чувства собеседника. Таким образом, человек может быть
чрезвычайно напористым в социальном плане, не будучи при этом агрессивным.
Взаимодействие (Interaction) взаимосвязь, при которой влияние одного фактора (например,
биологического) зависит от другого фактора (например, от окружающей среды).
Гендер (Gender) в психологии социально-биологические характеристики, с помощью
которых люди характеризуют мужчин и женщин. Поскольку «пол» является биологической категорией,
социальные психологи иногда ссылаются на гендерные биологические различия как на «межполовые
различия».
Гендерная роль (Gender role) нормы поведения, соблюдения которых ожидают от мужчин и
женщин.
Культура (Culture) испытанное временем поведение, убеждения, установки и традиции,
усваиваемые большой группой людей и передаваемые от поколения к поколению.
Эволюционная психология (Evolutionary psychology) учение о том, как естественный отбор
определяет адаптивные характерные черты и тенденции в поведении.
Эмпатия (Empathy) сопереживание; попытка поставить себя на место другого.
Глава 11. Как портятся хорошие люди
Исследователи конформизма выстраивают социальные миры в миниатюре. Это своего рода
лабораторные микроструктуры, которые в упрощенном виде имитируют основные моменты
повседневных социальных воздействий. Два известных ряда экспериментов исследование
Соломоном Эшем (Solomon Asch) конформизма и исследование Стенли Милграмом (Stanley Milgram)
подчинения служат хорошей иллюстрацией вышесказанного. Результаты этих исследований сил
социального влияния смело можно назвать потрясающими.
Эксперименты Эша: исследование конформизма
Эш вспоминал традиционную еврейскую пасху времен его детства.
«Я спросил своего дядю, сидевшего рядом со мной, зачем нужно оставлять дверь открытой. Он
ответил: «В этот вечер пророк Илия заходит в каждый еврейский дом и отпивает глоток вина из
поставленной ему чаши».
Я был удивлен услышанным и переспросил: «Он что, действительно приходит и пьет?»
Дядя сказал: «Если будешь смотреть очень внимательно, ты заметишь, что спустя какое-то
время вина в чаше станет немного меньше».
Наконец наступила пасха. Я не отрывал взгляда от чаши, так хотелось заметить изменения. И
мне показалось с уверенностью сказать не могу, как бы ни хотелось этого сделать, что уровень
вина у ободка чаши чуть-чуть понизился.»
Спустя годы социальный психолог Эш воссоздал опыт своего детства в лаборатории.
Представьте себя одним из тех, кто добровольно стал подопытным Эша. Вы сидите шестым в ряду из
семи человек. После объяснения, что вы принимаете участие в эксперименте по исследованию
перцептуальных оценок, экспериментатор просит сказать, какой из трех отрезков, изображенных на рис.
11-1, вы выберете за эталон. Вы, не задумываясь, говорите, что номер 2. Нет ничего удивительного, что
|