кому-то реальный вред. Или все-таки поддались бы? Социальный психолог Стенли Милграм (Stanley
Milgram) заинтересовался этим вопросом.
Эксперименты Милграма: подчинение
Эксперименты Милграма (1965, 1974), целью которых было определить, что произойдет, если
авторитетные приказания будут расходиться с призывами совести, вызвали жаркие споры и стали
одними из самых знаменитых экспериментов социальной психологии. «За всю историю существования
социальных наук ни один эмпирический эксперимент не может сравниться по своему вкладу в развитие
социологии с экспериментами, проведенными Милграмом, отмечал Ли Росс (Lee Ross, 1988). Они
стали частью социального интеллектуального наследия человечества, состоящего из не столь уж
большого количества исторических случаев, библейских притч и шедевров классической литературы, к
которым обычно обращаются мыслители, рассуждая о природе человека и об истории человечества».
Вот сцена, поставленная Милграмом, талантливым мастером, который стал одновременно и
автором сценария и режиссером спектакля. Два человека приходят в психологическую лабораторию
Йельского университета, чтобы принять участие в проведении исследования процесса обучения и
запоминания. Суровый экспериментатор в сером рабочем халате объясняет, что это первое в мире
исследование влияния наказаний на процесс обучения. В эксперименте требуется, чтобы один участник
руководил процессом запоминания набора парных слов другим участником, наказывая его за ошибки
ударами электрического тока возрастающей интенсивности. Для распределения ролей они должны
были тянуть из шляпы свернутые листки бумаги. Один из участников, 47-летний бухгалтер с манерами,
выдающими его мягкий характер (на самом деле это был «подсадной», помощник экспериментатора),
тянет первым и говорит, что у него на листке написано «ученик». Он уходит в соседнюю комнату.
«Учитель» (доброволец, откликнувшийся на объявление в газете) для того, чтобы прочувствовать
наказание на себе, подвергается легкому удару электрического тока, а затем видит, как экспериментатор
привязывает «ученика» к стулу и укрепляет на его запястье электрод.
После этого «учитель» и экспериментатор возвращаются в главную комнату, где «учитель»
занимает свое законное место у генератора тока с диапазоном от 15 до 450 вольт и с пошаговым
переключением в 15 вольт. На переключателе стоят пометки: «слабый удар», «очень чувствительный
удар», «удар, опасный для жизни» и т. п. Напротив цифр 435 и 450 вольт стоит пометка «XXX».
Экспериментатор говорит, что «учитель» должен переключать генератор на одну ступень выше всякий
раз, когда «ученик» дает неверный ответ. При каждом переключении вспыхивает лампочка, щелкает
реле и звучит зуммер.
Если «учитель» уступает требованиям экспериментатора, он слышит, как «ученик» начинает
вскрикивать уже на 75, 90 и 105 вольтах. При 120 вольтах «ученик» начинает кричать, что разряды тока
причиняют ему боль. На 150 вольтах он взывает к сочувствию: «Экспериментатор, выпустите меня
отсюда! Я больше не хочу участвовать в эксперименте! Я отказываюсь продолжать!» При 270 вольтах
его протесты сливаются в один непрерывный агонизирующий крик мольбы выпустить его. При 300 и
315 вольтах из хрипа «ученика» с трудом можно понять, что он отказывается отвечать, а после 330 вольт
он вовсе замолкает. В ответ на просьбу «учителя» прервать процедуру экспериментатор заявляет, что
отсутствие ответа должно расцениваться как неправильный ответ. Для того, чтобы добиться
продолжения, экспериментатор прибегает к четырем фразам:
Фраза 1: «Пожалуйста, продолжайте» (или «Пожалуйста, дальше»).
Фраза 2: «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали».
Фраза 3: «Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали».
Фраза 4: «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».
Как далеко бы зашли вы? Милграм описывал эксперимент 110 психиатрам, студентам и
представителям среднего класса. Люди во всех трех группах предполагали, что они, скорее всего,
перестали бы подчиняться уже на 135 вольтах, ни один не собирался выйти за 300 вольт. Понимая, что
на самооценке может сказаться пристрастие относиться к себе благосклонно, Милграм спрашивал также,
как далеко, по мнению участников опроса, могут зайти
другие. Практически, никто не ожидал, что
|