убийствах, в результате чего Народный Храм перестанет существовать, Джонс захотел по-своему решить
судьбу Храма. Он собрал всех членов общины и призвал их к смерти в едином акте самоуничтожения.
Первой отреагировала молодая женщина, которая спокойно подошла к цистерне с ядом,
ароматизированным земляничной эссенцией, дала дозу своему ребенку, приняла дозу сама, а затем села
на землю в поле, где и умерла вместе со своим ребенком в конвульсиях через четыре минуты. Другие
спокойно последовали ее примеру. Хотя горсточка джонстаунцев предпочла бежать, а некоторые члены
общины пытались сопротивляться, выжившие утверждают, что подавляющее большинство людей,
которые умерли (а их было ни много ни мало 910 человек), приняли яд спокойно и добровольно.
Сообщение об этом событии вызвало в обществе шок. Радио, телевидение и газеты на
протяжении нескольких дней выдавали самые свежие новости и аналитические материалы. Несколько
дней подряд наши разговоры были заполнены этой темой и вопросом «Сколько мертвых нашли к
данному моменту?» Человек, которому удалось спастись, рассказывал, что они пили яд так, точно были
загипнотизированы или что-то в этом роде. Люди только и делали, что спрашивали друг друга: «Что они
вообще делали в Южной Америке?», «Что послужило причиной?»
Да, «что послужило причиной?» это ключевой вопрос. Почему люди оказались такими
уступчивыми? Были предложены различные объяснения. Некоторые предполагали, что большое
значение имели особенности личности и, соответственно, поведения Джима Джонса. Члены общины
любили этого человека, считали его своим спасителем, доверяли ему, как отцу, и почитали его, как
императора. Другие исследователи считали основной причиной то, что членами Народного Храма были
люди определенного рода. Они в большинстве своем были бедными и необразованными и готовы были
отказаться от своего права на свободу мыслей и действий ради обретения безопасности в месте, где все
решения за них принимал бы лидер. И наконец, некоторые исследователи подчеркивали, что Народный
Храм являлся по своей сути квазирелигиозной организацией, в которой имела место слепая вера в
культового лидера, обладавшего огромным авторитетом.
Рис. 4.7.
Трагедия в Джонстауне. Тела жителей Джонстауна лежали [на земле, под открытым
небом] правильными рядами, демонстрируя потрясающую уступчивость погибших
Без сомнения, в каждой из этих гипотез содержится рациональное зерно, но я не нахожу данные
объяснения исчерпывающими. В конце концов, в мире полно религиозных организаций, членов
которых ведет за собой харизматическая фигура. В прошлом обстоятельства нередко складывались
подобным образом. Но практически никогда и нигде не происходили события, даже отдаленно
напоминающие инцидент в Джонстауне. Должно было иметь место что-то еще, что сыграло решающую
роль.
Ключ к разгадке нам поможет найти ответ на следующий вопрос: «Если бы община осталась в
Сан-Франциско, подчинились бы ее члены требованию преподобного Джима Джонса?» Конечно, это
крайне умозрительный вопрос, но некоторые исследователи не имеют сомнений относительно ответа.
Луис Джолион Уэст (Louis Jolyon West), ведущий специалист в области психиатрии и науки о поведении
в UCLA (Университет Калифорнии, Лос-Анджелес), руководитель нейропсихиатрического сектора в
этом учреждении, в течение многих лет занимался изучением различных культов. Он начал наблюдать
за Народным Храмом за восемь лет до трагедии, происшедшей в Джонстауне. Когда у доктора Уэста
брали интервью непосредственно после данного события, он заявил: «Этого не случилось бы в
Калифорнии. Но они жили в полной изоляции от мира, в джунглях, в чужой стране».
К сожалению, на слова Уэста в суматохе, вызванной трагедией, мало кто обратил внимание.
Однако наблюдение доктора Уэста вполне соотносится с тем, что мы знаем о принципе социального
доказательства, и высвечивает причину патологической уступчивости членов Народного Храма.
Важной предпосылкой являлся имевший место годом ранее переезд организации в поросшую
джунглями страну с незнакомыми обычаями и враждебно настроенными жителями. Если верить
рассказам о злом гении Джима Джонса, он прекрасно понимал, какое мощное психологическое
воздействие должно было оказать на членов группы подобное переселение. Внезапно они оказались в
месте, о котором ничего не знали. Южная Америка, особенно влажные леса Гайаны, не была похожа ни
на что из того, что было им знакомо. Страна, в которой они оказались, должна была представляться им
|