причинить Учащимся столь мощные электрические разряды; испытуемые были просто моральными
уродами, которые наслаждались возможностью причинить страдание. Все эти предположения не
подтвердились. Дополнительно проведенный эксперимент показал, что пол испытуемого не имеет
решающего значения; Учителя-женщины вели себя точно так же, как мужчины в первом эксперименте
Милграма.
В другом эксперименте изучалось объяснение, согласно которому испытуемые недооценивали
потенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом дополнительного
эксперимента Учащемуся была дана инструкция объявить, что у него больное сердце и что оно не
выдерживает сильных ударов током: «Все! Выпустите меня отсюда. Я говорил вам, что у меня больное
сердце. Мое сердце начинает меня беспокоить. Я отказываюсь продолжать. Выпустите меня».
Поведение Учителей не изменилось; 65 % испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности,
доводя разряды до максимума.
Наконец, предположение о том, что испытуемые были садистами, также было отвергнуто как
неудовлетворительное. Люди, откликнувшиеся на объявление Милграма и изъявившие желание
принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на память, являлись
среднестатистическими гражданами (учитывались их возраст, профессия и образовательный уровень).
Более того, ответы испытуемых на вопросы специальных тестов, позволяющих дать оценку личности,
показали, что эти люди были вполне нормальны и имели достаточно устойчивую психику. Фактически
они ничем не отличались от нас с вами; или, как говорит Милграм, они и есть мы с вами. Если ученый
прав, вопрос, не получивший ответа, приобретает личный характер: «Что могло бы заставить нас вести
себя подобным образом?»
Милграм уверен, что знает ответ на этот вопрос. В нас глубоко укоренилось сознание
необходимости повиновения авторитетам. По мнению Милграма, в проводившихся им экспериментах
решающую роль играла неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» одетому в
лабораторный халат исследователю, который приказывал испытуемым выполнять данное им задание,
несмотря на сильную боль, которую они причиняли Учащемуся.
Милграм приводит веские доказательства, подтверждающие его предположение. Прежде всего,
очевидно, что, если бы исследователь не велел продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы
из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, видя страдания своей жертвы. Испытуемые
умоляли экспериментатора позволить им остановиться. Когда же он не разрешал им этого делать, они
продолжали задавать вопросы и нажимать на кнопки, но при этом покрывались испариной, дрожали,
бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы. Испытуемые так сильно сжимали
кулаки, что их ногти впивались в ладони; они кусали губы до крови; они хватались за голову; некоторые
начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблюдавший за ходом эксперимента.
«Я видел, как вошел в лабораторию солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За
20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и
заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим
это». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему
повиновался» (Milgram, 1963).
Милграм провел несколько дополнительных экспериментов и в результате получил данные, еще
более убедительно свидетельствующие о верности его предположения. Так, в одном случае он внес в
сценарий существенные изменения. Теперь исследователь велел Учителю остановиться, в то время как
жертва храбро настаивала на том, чтобы Учитель продолжал. Результат говорит сам за себя: 100 %
испытуемых отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд, когда этого требовал
всего лишь такой же испытуемый, как и они. В другом случае исследователь и второй испытуемый
менялись ролями таким образом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор, а второй
испытуемый приказывал Учителю продолжать (при этом исследователь бурно протестовал). И вновь ни
один испытуемый не прикоснулся к кнопке.
Склонность испытуемых к безоговорочному повиновению авторитетам была подтверждена
результатами еще одного варианта основного исследования. На этот раз Учитель оказался перед двумя
исследователями, которые отдавали противоречивые приказания; один приказывал Учителю
остановиться, когда жертва молила об освобождении, в то время как другой настаивал на продолжении
|