Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 205 
Next page End  

время туристического сезона она пытается ускорить продажу отдельных предметов, которые трудно
было сбыть, путем существенного повышения их цены. Моя подруга утверждает, что такое повышение
цен поразительно эффективно. Когда стереотип срабатывает в отношении ничего не подозревающих
отпускников — а это часто случается, результатом бывает громадный размер прибыли. И даже когда
хорошо отлаженный механизм по каким-либо причинам дает сбой, она может пометить некупленный
предмет надписью «Снижено с...» и продать его по первоначальной цене, все-таки извлекая пользу из
стереотипа «дорогое = хорошее».
Моя подруга не является оригинальной в этом использовании мыслительного стереотипа
«дорогое = хорошее» для заманивания в ловушку стремящихся заключить сделку. Лео Ростен приводит
пример братьев Друбек, Сида и Гарри, которые владели магазином мужского платья по соседству с
Ростеном в то время, когда он был ребенком в 1930-е годы. Всякий раз, когда у продавца, Сида,
появлялся новый потенциальный покупатель, примеривающий костюмы перед магазинным трюмо, он
напускал на себя вид человека, имеющего проблемы со слухом, и во время разговора неоднократно
просил клиента говорить с ним погромче. Как только покупатель находил костюм, который ему
нравился, и спрашивал о цене, Сид обращался к брату, главному торговцу мужским платьем, крича в
глубь комнаты: «Гарри, сколько стоит этот костюм?» Отрываясь от своей работы — и чрезвычайно
преувеличивая истинную цену костюма, Гарри обычно отвечал: «Этот прекрасный костюм из чистой
шерсти стоит сорок два доллара». Делая вид что он не расслышал и прикладывая руку к уху, Сид
спрашивал снова. Гарри опять отвечал: «Сорок два доллара». В этот момент Сид поворачивался к
покупателю и сообщал: «Он говорит, что костюм стоит двадцать два доллара». Большинство людей
обычно спешили купить костюм и выбраться из магазина со своей «дорогое = хорошее» покупкой,
прежде чем бедный Сид обнаружит свою «ошибку».
Джиу-джитсу
Существует несколько аспектов орудий автоматического влияния, которые будут описаны в этой
книге. Мы уже обсудили два из них — почти механический процесс, благодаря которому может быть
задействована сила этих орудий, и вытекающая отсюда возможность эксплуатации этой силы любым,
кто знает, как «нажать на нужную кнопку». Третий аспект отражает то, каким образом орудия
автоматического влияния «одалживают» свою силу тем, кто ими пользуется. Дело в том, что эти орудия
вовсе не похожи на набор тяжелых дубинок, они не служат для явного запугивания других людей с
целью их подчинения.
Процесс намного сложнее и деликатнее. Правильно пользующемуся орудиями автоматического
влияния вряд ли придется напрягать хоть один мускул, чтобы добиться своего. Все, что требуется, это
нажать спусковой крючок громадных запасов влияния, чтобы можно было использовать их для
достижения поставленной цели. В этом смысле данный подход похож на японский вид боевого
искусства, называемый джиу-джитсу. Женщина, практикующая джиу-джитсу, обычно применяет свою
силу против оппонента только минимально. Вместо этого она использует силу тяжести, систему
рычагов, кинетическую энергию и силу инерции. Если женщина знает, как и где следует применить
нужные силы, она легко может победить физически более сильного соперника. То же самое можно
сказать и про тех, кто использует орудия автоматического влияния, которые находятся вокруг нас.
Эксплуататоры людей могут применять эти орудия, прилагая очень мало собственных усилий. Это дает
им важное дополнительное преимущество — способность манипулировать без видимого проявления
манипулирования. Даже сами жертвы склонны рассматривать свою уступчивость скорее как
предопределенную действием естественных сил, нежели как проявленную благодаря замыслам
человека, который получает выгоду от этой уступчивости.
Рассмотрим конкретный пример. В человеческом восприятии важную роль играет принцип
контраста, который влияет на то, какой мы видим разницу между двумя вещами, представленными одна
за другой. Проще говоря, если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны
преувеличивать их различие. Поэтому если мы сначала поднимем легкий предмет, а затем — тяжелый,
мы будем оценивать второй предмет как более тяжелый, чем если бы мы подняли его, не пытаясь
сначала поднять легкий. Принцип контраста применим практически ко всем видам восприятия. Если
Hosted by uCoz