совсем другое дело. В этом случае ваш партнер является не благодетелем, а спекулянтом. И вам следует
ответить на его действия в его же духе. Коль скоро вы убедились, что предложение сделано с явно
корыстной целью, вам следует соответствующим образом на него отреагировать, чтобы стать
свободным от влияния правила взаимного обмена. Если вы воспринимаете и определяете действие
требующего как уловку, а не как услугу, правило взаимного обмена больше не является его союзником:
правило гласит, что следует отвечать услугой на услугу; оно не требует, чтобы на трюки отвечали
услугами.
Выкуривание врага
Давайте рассмотрим конкретный пример. Предположим, вам звонит женщина и представляется
членом городского комитета пожарной безопасности. Затем она спрашивает, хотите ли вы
познакомиться с правилами пожарной безопасности и получить домашний огнетушитель, причем
совершенно бесплатно. Допустим, вы договариваетесь о встрече с одним из инспекторов комитета.
Когда инспектор прибывает, он дает вам маленький ручной огнетушитель и начинает проверять ваш
дом с точки зрения пожарной безопасности. Затем инспектор делает вывод, что в случае возникновения
пожара в вашем доме его будет чрезвычайно сложно потушить. Наконец, он предлагает вам установить
домашнюю систему противопожарной сигнализации и уходит.
Подобный пример не является неправдоподобным. Во многих городах существуют
некоммерческие организации, состоящие из сотрудников пожарного департамента. В свое свободное
время эти люди дают бесплатные консультации. В соответствии с правилом взаимного обмена вам
захочется оказать инспектору ответную услугу, если в будущем ему потребуется помощь. Обмен услугами
вполне в духе наилучших традиций, обусловленных правилом взаимного обмена.
Однако более вероятен другой поворот событий. Вместо того чтобы уйти, порекомендовав
установить систему сигнализации, инспектор, возможно, начнет убеждать вас в необходимости покупки
дорогой системы, производимой компанией, которую он представляет. Скорее всего, инспектор назовет
завышенную цену, будучи уверенным в том, что вы незнакомы с розничными ценами и что если вы
решите установить систему, то будете чувствовать себя обязанными купить ее у компании, которая
обеспечила вас бесплатным огнетушителем и домашней инспекцией. Таким образом компании
оказывают давление на потенциальных клиентов. Используя подобный маневр, фирмы, занимающиеся
продажей противопожарного оборудования, процветают повсюду. [Предложение бесплатной
информации широко применяется при проведении самых разных деловых операций. Работники фирм,
занимающихся истреблением вредных насекомых, например, обнаружили, что большинство людей,
согласившихся на бесплатный осмотр дома, делают заказ при условии, что они убеждены в его
необходимости той фирме, представители которой проводили осмотр. Они явно чувствуют себя
обязанными обратиться именно в ту фирму, которая оказала им бесплатную услугу. Зная, что такие
клиенты едва ли отправятся в другую аналогичную организацию, неразборчивые в средствах владельцы
подобных фирм извлекают выгоду из сложившейся ситуации, устанавливая на свои услуги цены выше
средних.]
---
Отчет читателя (бывшего продавца телевизионной и стереоаппаратуры)
В течение некоторого времени я работал продавцом в отделе теле- и стереоаппаратуры.
Продавцам в этом отделе платили комиссионные; однако от них требовался не только высокий
уровень продаж, но и умение заключать контракты по техническому обслуживанию купленной в
магазине аппаратуры. Согласно установленным правилам, на каждые десять продаж надо было
заключать по меньшей мере четыре контракта. Если какому-либо продавцу не удавалось заключить
необходимое количество контрактов в течение двух месяцев, его перемещали на другую должность
или вообще увольняли.
Как только я осознал важность соблюдения установленных правил, я разработал план, в
котором использовалась методика «отказ-затем-отступление», хотя в то время я не знал ее названия.
Покупатель имел возможность оплатить в момент совершения покупки абонемент на срок от одного
|