умственную энергию, чтобы взвешивать все за и против. Мы не должны постоянно принимать жесткие
решения. Все, что нам надо сделать при столкновении с какой-либо проблемой, это включить нашу
магнитофонную ленту с записью последовательности. Щелк
и мы знаем, во что именно следует
верить, что нужно говорить и что делать. Нам требуется только думать и поступать таким образом,
чтобы наши мысли и действия соответствовали принятым ранее решениям.
Преимущества подобного автоматизма не следует преуменьшать. Мы можем без особенных
усилий применять простой и эффективный метод обращения с трудностями повседневной жизни,
предъявляющей к нашим умственным способностям суровые требования. Нетрудно понять, почему
автоматическое стремление к последовательности является реакцией, которую трудно сдерживать. Такая
реакция позволяет нам избежать постоянных размышлений. Оперируя своими «магнитофонными
записями последовательности», мы можем действовать без излишних размышлений. Как заметил сэр
Джошуа Рейнольдс, «нет такой уловки, к которой не прибегнул бы человек, чтобы уклониться от лишней
мыслительной работы».
Крепость дураков
Механическое стремление к последовательности также может быть обусловлено следующим:
иногда нас заставляет увиливать от умственной деятельности не желание избежать раздумий, а страх
неприятных последствий этой деятельности. Порой нас делает умственными лодырями набор четко
определенных «правильных» ответов. Существуют такие выводящие из душевного равновесия мысли,
которые мы не хотим осознавать. Автоматическое же стремление к последовательности позволяет
«закрыть глаза» на необходимость понимания причин подсознательной тревоги. Замурованные в стенах
неукоснительной последовательности, мы становимся невосприимчивыми к доводам рассудка.
Однажды вечером на лекции, посвященной трансцендентальной медитации (ТМ), я стал
свидетелем того, как люди скрываются за стенами последовательности, чтобы защититься от
причиняющих беспокойство мыслей. На лекции председательствовали два фанатично настроенных
молодых человека, ставивших целью завербовать как можно больше людей на курсы обучения технике
ТМ. Эти люди утверждали, что программа предлагает уникальный раздел медитации, которая позволяет
достигнуть очень многого от простого обретения мира в своей душе до более эффектных
способностей летать и проходить сквозь стены по мере того, как программа будет продвигаться к
рассчитанным на более подготовленных учащихся (и более дорогостоящим) ступеням.
Я пришел на эту встречу, чтобы понаблюдать за тактикой «профессионалов уступчивости», и
привел с собой заинтересованного друга, университетского профессора, специализирующегося в
области статистики и символической логики. По мере того как лекторы объясняли, на каких принципах
основывается ТМ, мой друг становился все более беспокойным. Он выглядел огорченным и постоянно
ерзал на стуле. Когда по окончании лекции было предложено задавать вопросы, мой друг поднял руку и
мягко, но уверенно опроверг изложенные принципы. Менее чем за две минуты он перечислил
множество противоречий и неточностей. Воздействие этого выступления на лекторов было
угнетающим. После смущенного молчания они попытались дать ответ и, в конце концов, признали, что
мысли моего друга «интересные, но требуют более подробного рассмотрения».
Однако для меня наибольший интерес представляло влияние этого инцидента на аудиторию. В
конце лекции вербовщиков буквально осадила толпа слушателей, желающих заплатить 75 долларов за
курс обучения технике ТМ. Вербовщики пришли в сильное замешательство. После, казалось бы,
однозначного провала презентации они каким-то образом достигли грандиозного успеха. Озадаченный,
я попытался объяснить реакцию аудитории ее неспособностью понять логику доказательств моего
коллеги. Однако, как оказалось, все было как раз наоборот.
После лекции к нам подошли три слушателя, каждый из которых заплатил деньги. Эти люди
хотели узнать, почему мы пришли на лекцию. Мы объяснили и в свою очередь спросили их о том же.
Один из них был честолюбивым актером, который отчаянно хотел преуспеть в своем ремесле. Он
пришел на лекцию с целью узнать, даст ли ему ТМ возможность достичь необходимого уровня
самоконтроля; вербовщики убедили его, что ТМ такую возможность даст. Другая сказала, что страдает от
тяжелой бессонницы и надеется на помощь ТМ. Третий выступал в качестве неофициального оратора.
|