Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 205 
Next page End  

вступает в действие оригинальный план компаний: они поставляют в магазины недостаточное
количество игрушек, обещанных родителями своим детям. Большинство родителей обнаруживают, что
нужные им игрушки распроданы, и вынужденно заменяют их другими равноценными подарками.
Конечно, производители игрушек обеспечивают бесперебойное снабжение магазинов множеством
различных заменителей. Затем, после Рождества, компании снова начинают навязчиво рекламировать
те, «особенные» игрушки. Это заставляет детей желать обещанных игрушек особенно сильно. Они
начинают бегать за своими родителями, хныча: «Вы обещали, вы обещали», — и взрослым приходится
скрепя сердце идти в магазин, чтобы не нарушать данное ими слово...
— Где, — продолжил я, начиная закипать, — они встречают других родителей, которых в
последний раз видели год назад. Эти родители поддались на тот же самый трюк, верно?
— Верно. Э-э, куда ты собрался?
— Я хочу вернуть этот гоночный набор обратно в магазин, — я был так зол, что почти кричал.
— Погоди. Сначала минутку подумай. Почему ты его купил сегодня утром?
— Потому что я не хотел разочаровывать Кристофера и потому что хотел научить его выполнять
обещания.
— Ну и что изменилось? Смотри, если ты сейчас избавишься от этой игрушки, твой сын не
поймет тебя. Он решит, что его отец просто нарушил свое обещание. Ты этого хочешь?
— Нет, — сказал я со вздохом, — конечно, нет. Итак, ты сообщил мне, что производители
игрушек удвоили свои прибыли за мой счет за последние два года, а я даже не догадывался об этом; и
теперь, когда мне все стало ясно, я все-таки в ловушке — пойман собственными словами. Таким
образом, ты можешь мне сказать: «Удар третий».
Он кивнул: «И ты в нокауте».
В последние годы подобные всплески родительской истерии, связанной с невозможностью
купить модную игрушку, происходили довольно часто: например, охота за «Малышами Бини», куклой
«Веселый Элмо», Фурби и т. д. Но самый уникальный случай произошел в середине 1980-х годов, когда
интенсивная рекламная кампания игрушки «The Cabbage Patch Kids» проводилась при почти полном
отсутствии этой игрушки в магазинах. Среди последствий этой кампании был, в частности,
государственный иск за недопустимую рекламу кукол, которых нет в продаже, огромные толпы
обезумевших родителей в магазинах игрушек и 700 долларов, выложенные на аукционе за 25-
долларовую куклу, которая была обещана ребенку на Рождество. За одни только рождественские
каникулы компания получила прибыль в 150 миллионов долларов. Зимой 1998 года игрушкой, за
которой охотились все родители и которую нигде нельзя было найти, была Фурби, создание
игрушечного концерна Hasbro. В ответ на вопрос, что же делать огорченным родителям, которым не
досталось Фурби, представитель концерна ответила то же самое, что мы слышали и десять лет назад:
«Мы будем делать все возможное, но если нам не удастся достать вам игрушку сейчас, то вы сможете
купить ее немного позже» (Tooher, 1998).
Обязательство является ключевым фактором
Как только мы понимаем, что сила стремления к последовательности в человеческом поведении
является труднопреодолимой, немедленно возникает важный практический вопрос: «Как эта сила
начинает действовать? Что вызывает это щелк,
который приводит к жужжанию могущественной
магнитофонной записи последовательности?» Социальные психологи думают, что они знают ответ:
главную роль играет обязательство. Заставляя вас принять на себя обязательство (то есть занять
определенную позицию), я создаю плацдарм для вашей автоматической последовательности — вы,
несмотря ни на что, будете стремиться выполнить ранее принятое обязательство. Коль скоро позиция
занята, вы будете склонны вести себя в соответствии с ней.
Как мы уже видели, социальные психологи — не единственные, кто знает о существовании связи
между обязательством и последовательностью. Стратегии наложения обязательств широко
используются «профессионалами уступчивости», работающими в самых разных сферах. Каждая из этих
стратегий предназначена для того, чтобы вынудить нас предпринять какое-то действие или сделать
какое-то заявление, которое позднее окажется ловушкой, заставляющей нас уступить посредством
Hosted by uCoz