Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 205 
Next page End  

друзьями, возлюбленными, отпрысками. Но те, кто непременно старается добиться от других
уступчивости, имеют нечто гораздо большее, чем смутное и не всегда достаточно глубокое понимание
того, что срабатывает. Наблюдая за такими людьми, можно получить богатейшую информацию об
уступчивости. Я
в течение трех лет сочетал свои экспериментальные исследования с гораздо более
увлекательной программой систематического погружения в мир «профессионалов уступчивости» —
торговых агентов, сборщиков средств, вербовщиков, работников рекламы и других.
Я поставил перед собой задачу изучить методики и стратегии, широко и с большим успехом
применяемые «профессионалами уступчивости». Моя программа наблюдения иногда принимала форму
интервью с этими людьми, а иногда — с их естественными врагами (например, офицерами полиции,
работниками обществ защиты прав потребителей). В других случаях программа включала в себя
интенсивное изучение письменных материалов, посредством которых интересующие нас методики
передаются от одного поколения к другому — учебники по торговле и т. п.
Чаще всего, однако, я использовал так называемое наблюдение в качестве участника.
Наблюдение в качестве участника — это специальный подход, при применении которого исследователь
играет роль шпиона. Скрывая свою личность и намерения, исследователь внедряется в интересующее
его общество и становится членом группы, которую намеревается изучить. Поэтому, когда я хотел узнать
о тактике людей, работающих в организации по продаже энциклопедий (или пылесосов, или
фотографических портретов), я откликался на все объявления, в которых говорилось о наборе желающих
получить соответствующую подготовку, и представители различных фирм обучали меня своим методам.
Используя подобные, но не идентичные подходы, я сумел проникнуть в рекламные, информационные и
другие агентства и изучить специальные методики. Таким образом, большинство доказательств,
представленных в этой книге, получено на основе моего личного опыта работы во многих
организациях, основной целью которых является заставить потенциальных клиентов сказать «да».
Один аспект того, что я узнал за этот трехлетний период наблюдения в качестве участника, был
особенно поучительным. Хотя существуют тысячи различных тактик, используемых с целью получения
согласия, большая часть этих тактик попадает в шесть основных категорий. Каждая из этих категорий
соответствует одному из фундаментальных психологических принципов, которые лежат в основе
человеческого поведения. В книге описываются эти шесть главных принципов, по одному в каждой
главе. Все принципы — принцип последовательности, принцип взаимного обмена, принцип
социального доказательства, принцип авторитета, принцип благорасположения, принцип дефицита —
рассматриваются с точки зрения их приложения к общественной жизни и с точки зрения того, как они
могут быть использованы «профессионалами уступчивости», которые основывают на них свои просьбы
о приобретениях, денежных пожертвованиях, концессиях, голосах, согласии и т. д. [Следует отметить,
что я не включил в число шести главных принципов простое правило «личного материального
интереса» — каждый человек хочет получить как можно больше и заплатить как можно меньше за свой
выбор. Я отнюдь не считаю, что желание максимально увеличить выгоды и максимально уменьшить
издержки является неважным при выработке нами решений и что «профессионалы уступчивости»
игнорируют это правило. Как раз напротив: в ходе своих исследований я часто видел, как эти люди
использовали (иногда честно, иногда — нет) принуждающий подход типа «Я могу дать тебе очень
многое». Я предпочитаю не разбирать отдельно правило личного интереса в этой книге, поскольку я
рассматриваю его как некую аксиому, которая заслуживает признания, но не подробного описания.]
Наконец, я исследовал, как именно каждый принцип вынуждает людей говорить «да», не
задумываясь. Можно предположить, что быстрый темп и информационная насыщенность современной
жизни будут способствовать все большему распространению «неразмышляющей податливости» в
будущем. Следовательно, для общества чрезвычайно важно будет понять механизмы автоматического
влияния.
Глава 1. Орудия влияния
Цивилизация движется вперед путем увеличения числа операций, которые мы можем
осуществлять, не раздумывая над ними.
Hosted by uCoz