противоположные образы в душе романских и англосаксонских народов. У латинян
слово "демократия" означает главным образом исчезновение воли и инициативы
индивида перед волей и инициативой общин, представляемых государством. На
государство все более и более налагается обязанность руководить всем,
централизовать, монополизировать и фабриковать все, к государству обращаются
постоянно все партии без исключения -- радикалы, социалисты или монархисты.
У англосаксов в Америке то же самое слово "демократия" означает, наоборот,
самое широкое развитие воли и индивида и насколько возможно большее
устранение государства, которому ничем, даже делом народного просвещения, не
дают управлять, за исключением полиции, армии и дипломатических сношений.
Итак, то же самое слово, которое у одного народа обозначает устранение воли
и индивидуальной инициативы и преобладание государства, у другого получает
совсем иной смысл и означает чрезмерное развитие именно индивидуальной воли
и инициативы и полное устранение государства.
В первой книге этого труда ("Психология народов") я особенно указывал
на различие, которое существует между демократическим идеалом романских
народов и англосаксов. Совершенно независимо от меня Поль Бурже на основании
своих путешествий пришел в своей последней книге "Outre-Mer" к выводам,
почти одинаковым с моими.
*2. ИЛЛЮЗИИ
Начиная с самой зари цивилизации, толпа постоянно подпадала под влияние
иллюзий. Наибольшее число храмов, статуй и алтарей было воздвигнуто именно
творцам иллюзий. Некогда властвовали религиозные иллюзии, теперь на сцену
выступают философские и социальные, но эти грозные владычицы всегда
находились во главе цивилизаций, последовательно развивавшихся на нашей
планете. Во имя иллюзий сооружались храмы Халдеи и Египта, средневековые
религиозные здания, и во имя этих же иллюзий совершился переворот в Европе
сто лет тому назад. Все наши художественные, политические или социальные
понятия непременно носят на себе могущественный отпечаток иллюзий. Человек
иногда повергает в прах эти иллюзии ценой ужасных переворотов, но он всегда
бывает вынужден снова извлечь их из-под развалин.
Без этих иллюзий ему не удалось бы выйти из состояния примитивного
варварства, и без них он скоро снова впал бы в то же состояние. Все это
пустые тени, дщери наших мечтаний, но они вынудили народы создать все то,
что составляет теперь славу искусства и величие нашей цивилизации.
"Если бы уничтожить в музеях и библиотеках и разбить о камни паперти
все произведения и художественные памятники, вдохновленные религией, что же
осталось бы от великой мечты человечества? Доставлять людям надежды и
иллюзии, без которых они не могли бы существовать, -- вот назначение богов,
героев и поэтов. Наука старалась выполнить эту задачу в течение пятидесяти
лет. Но в сердцах, жаждущих идеала, ее погубило то, что она не осмеливается
обещать больше и не умеет достаточно лгать".
Философы последнего столетия с большим рвением старались уничтожить
религиозные, политические и социальные иллюзии, которыми жили наши предки.
Но уничтожая эти иллюзии, они в то же время опустошили источники надежды и
смирения. И позади разбитых химер они наткнулись на слепые и скрытые силы
природы, неумолимые, безжалостные к слабости и чуждые сострадания.
Несмотря на весь свой прогресс, философия до сих пор не дала еще толпе
никаких идеалов, которые могли бы прельстить ее; но так как толпе нужны
иллюзии во что бы то ни стало, то она инстинктивно, как бабочка, летящая на
свет, направляется к тем, кто ей их доставляет. Главным фактором эволюции
народов никогда не была истина, но всегда заблуждение. И если социализм так
могуществен в настоящее время, то лишь потому что он представляет собой
единственную уцелевшую иллюзию. Несмотря на все научные демонстрации, он
продолжает все-таки расти, и социальная иллюзия царит в настоящее время над
|